Пенсионный фонд РФ подвел итоги работы в I полугодии 2017 года и определил первоочередные задачи. С какими результатами входит Отделение ПФР по Курганской области в последний квартал уходящего года рассказывает управляющий – Александр Сапожников.
- Александр Алексеевич, все ли запланированные мероприятия по повышению уровня пенсионного и материального обеспечения граждан Отделением выполняются?
- Считаю, что да. В текущем году все пенсии и пособия по линии ПФР выплачиваются на территории области в срок и в полном объеме. В январе 2017 года абсолютно все пенсионеры, проживающие в России: как гражданские, так и военные, получили единовременную выплату в размере 5 тыс. рублей. В Зауралье – это более 298 тыс. человек. На эти цели было выделено 1,5 млрд. рублей.
- Каким образом производилась в этом году индексации пенсий и социальных выплат?
Страховые пенсии 217 тысяч неработающих пенсионеров в 2017 году были увеличены на 5,8% (1 февраля на 5,4% и 1 апреля на 0,38%). В августе Пенсионный фонд провел ежегодную корректировку страховых пенсий. В Зауралье она коснулась более 60 тысяч работавших в 2016 году пенсионеров. В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости на сегодняшний день составляет 12,5 тыс. рублей (155% к прожиточному минимуму пенсионера).
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2017 года были проиндексированы как работающим, так и неработающим пенсионерам на 1,5%. Это повышение коснулось более 30 тысяч пенсионеров Курганской области. В итоге в 2017 году среднегодовой размер социальной пенсии составляет 8,3 тыс. рублей. Среднегодовой размер социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы составляет 13,9 тыс. рублей.
Как и ранее, в Курганской области все пенсионеры, у которых общая сумма материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе (8500 рублей), получают федеральную социальную доплату до уровня ПМП. Это более 46 тыс. человек.
С 1 февраля 2017 года размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) почти для 95 тысяч федеральных льготников региона были проиндексированы на 5,4%.
В целом расходы ПФР на пенсионное обеспечение только за первое полугодие 2017 года равняются 24,3 млрд. рублей. И это достаточно значительная сумма. Для сравнения: консолидированный бюджет Курганской области на весь год составляет порядка 43 млрд. рублей.
- «Мамины деньги» стали хорошим подспорьем для многих семей. С какими результатами Программа господдержки отмечает свое 10-летие?
- Напомню, что сегодня размер материнского капитала в 2017 году составляет 453 026 рублей. В рамках реализации программы государственной поддержки семей, имеющих детей, в течение 2017 года мы выдали более 3 тыс. сертификатов на материнский капитал. В итоге за более чем десять лет действия программы государственный сертификат получили почти 58 тыс. зауральских семей.
Самым популярным направлением расходования материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий – им воспользовались 97% от подавших заявление. С начала действия программы материнского капитала, благодаря его средствам, жилищные условия улучшили 50 тыс. зауральских семей. Из них 35,5 тыс. семей частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты и займы. Еще 14,5 тыс. семей улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств.
Помимо этого органы ПФР Курганской области приняли 1 650 заявок на обучение детей, 33 заявки на перевод средств материнского капитала на накопительную пенсию мамы и 1 заявку на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов.
Полностью распорядились средствами материнского капитала 70% владельцев сертификата.
Многие интересуются, будет ли продлена эта Программа. Пока все остается по-прежнему: для получения права на материнский капитал необходимо, чтобы ребенок, который дает право на сертификат, родился или был усыновлен до 31 декабря 2018 года. При этом само получение сертификата и распоряжение его средствами временем не ограничены.
- Пенсионный фонд продолжает активную работу по развитию электронных сервисов. Какие ближайшие планы в этом направлении?
- В текущем году функции Личного кабинета гражданина на сайте ПФР значительно расширились, в результате чего сегодня он охватывает практически все выплаты по линии ПФР: пенсии, ежемесячную денежную выплату, федеральную социальную доплату к пенсии, набор социальных услуг, материнский капитал и др., а также информирует о всех установленных социальных выплатах. До конца года в Личном кабинете планируются к запуску еще десять новых сервисов. Кроме того, электронные сервисы ПФР доступны не только на сайте Пенсионного фонда и портале госуслуг, но уже и в мобильном приложении для смартфонов.
Хочу отметить, что доля обращений за услугами Пенсионного фонда в электронном виде в Курганской области составляет более 61%. И этот показатель является одним из самых высоких по России. Увеличивается и количество поданных в электронном виде заявлений на назначение или смену доставки пенсии. Сегодня они составляют 76,5% от всех обращений.
И как показывает SMS-опрос, доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственных услуг составляет 98,3%, что тоже является одним из лучших показателей по стране.
- Можем ли мы говорить, что по большинству вопросов гражданину не обязательно личное посещение офисов Пенсионного фонда?
- Внедрение электронных сервисов, новых технологий и современных походов к работе – все это в той или иной степени направлено на создание комфортных условий для людей, обеспечение доступности и удобства в получении услуг Пенсионного фонда. Приведу такой пример. Уже четыре года мы проводим работу по электронному взаимодействию со страхователями. Между территориальным органом ПФР и работодателем заключается соглашение, на основании которого «будущий пенсионер» может обратиться в кадровую службу со своими документами за год до наступлении права. Далее его присутствие не требуется. Всю работа продолжает идти на уровне - специалист Пенсионного фонда – отдел кадров. И только за месяц до наступления права на назначение пенсии гражданину необходимо написать заявление о назначении пенсии, которое также можно представить в органы ПФР в электронном виде через своего работодателя. Таким образом, при заблаговременной работе весь процесс назначения пенсии от первичного предоставления документов до выплаты пенсии осуществляется в электронном виде без личного участия самого гражданина. Такое взаимодействие удобно всем: и будущему пенсионеру, и работодателю, и специалистам Пенсионного фонда. Но, к сожалению, не все руководители предприятий и организаций нашего региона это понимают и не спешат заключать с Пенсионный фондом такие соглашения. Не могу не отметить и успешно использующих электронное взаимодействие с ПФР таких крупных страхователей, как: ЗАО «Курганстальмост», РНЦ ВТО им. Илизарова, ЗАО «Синтез», «Корвет», Областная клиническая больница, «КМЗ», «Курганхиммаш».
- Что будет приоритетным в ваше работе до конца года?
- Помимо всего того, о чем мы с вами говорили, могу добавить, что в текущем году Пенсионный фонд продолжает реализацию двух масштабных федеральных проектов: Федеральный реестр инвалидов (ФРИ) и Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Их запуск позволяет учитывать полный комплекс социальных льгот по всем категориям граждан, которые получают государственную социальную поддержку из бюджетов всех уровней. Благодаря ФРИ государство по модели одного окна может иметь статистическую информацию для анализа программ помощи инвалидам по любому параметру, будь то обеспечение их техническими средствами реабилитации или предоставление образовательных услуг.
ЕГИССО будет аккумулировать и предоставлять органам власти актуальную информацию о мерах соцподдержки, оказываемых населению России в персонифицированном виде. Наличие такой информации в одном источнике позволит органам власти получить полную картину о социальном обеспечении отдельно взятого гражданина и принять решение о его нуждаемости в той или иной мере социальной поддержки.
В 2017 году ПФР завершил разработку платформы ЕГИССО, ввел систему в опытную эксплуатацию и завершает подключение к ней органов государственной власти, которые являются поставщиками и пользователями информации. Запуск Единой государственной информационной системы социального обеспечения в промышленную эксплуатацию планируется с января 2018 года.