Недавно в средствах массовой информации отдельных регионов появились сведения о том, что пенсионеры становятся жертвами мошенников, представляющихся работниками Пенсионного фонда, органов социальной защиты, ЖКХ, медиками, и после визита которых исчезают крупные суммы денег. Безусловно, попасть на удочку к злоумышленнику может каждый, но преступления могло и не быть, если бы наши граждане были более внимательными и осторожными.
Итак, чтобы не стать жертвой мошенников, следует знать, что, как правило, работники Пенсионного фонда занимаются обслуживанием граждан непосредственно в районном (городском) Управлении ПФР.
Периодически общение с пенсионерами проходит и во время выездов в от-даленные села и поселки, на консультационные пункты, где специалисты учреждений ПФР проводят информационно-разъяснительную работу, выступая в организациях или на собраниях граждан.
Также обслуживание клиентов возможно в ходе работы мобильной клиентской службы. Но в таких случаях прием граждан проходит в специальных консультационных пунктах ПФР (в основном, в помещении сельских (поселковых) советов).
Посещение частных квартир и подворий исключено. При этом работник Пенсионного фонда никогда не будет просить деньги за обслуживание, брать их и вообще обсуждать вопросы, связанные с наличными. Особое внимание следует обратить на тот факт, что жители населенных пунктов в обязательном порядке предварительно информируются органами местного самоуправления о предстоящем дне работы мобильной клиентской службы или выступления на собрании граждан.
Специалисты мобильной клиентской службы на месте решают вопросы, связанные с начислением пенсий, ежемесячных денежных выплат, оформлением страхового пенсионного свидетельства, получением сертификата на материнский семейный капитала, консультируют жителей области.
Если же в ваш дом постучался человек и представился работником ПФР, попросите у него служебное удостоверение – оно должно иметь номер, фотографию сотрудника, его фамилию, имя, отчество и должность. Желательно также всегда иметь под рукой телефон справочной службы или приемной УПФР того района, где вы живете, чтобы уточнить, проводятся ли в этот день какие-либо выезды специалистов ПФР в ваш населенный пункт, и работает ли в Управлении человек с такой фамилией. Если у гостя нет удостоверения или в нем не хватает выше перечисленных реквизитов, или в ПФР не подтвердили факт существования такого специалиста и проведения выезда, то есть все основания подозревать, что перед вами мошенник. В таком случае не пускайте гостя на порог, и смело вызывайте милицию.
Схема, по которой действуют мошенники, очень проста: представившись специалистами ПФР или консультантами юридических фирм, они «разъясняют» по-жилым людям вопросы пенсионного законодательства, социальной поддержки, валоризации пенсионного капитала, рекламируя попутно различные товары медицинского назначения. В подавляющем большинстве случаев такая информация недостоверна. Главная цель таких визитеров – расположить к себе человека и попытаться продать ему тот или иной товар. Также, по словам мошенников, Пенсионный фонд будет приглашать пенсионеров для валоризации к себе, поэтому они за плату предлагают заранее собрать «необходимый» пакет документов, чтобы тем самым избавить пенсионеров от беготни по инстанциям.
На этот счет хотелось бы еще раз напомнить жителям области, что валоризация пройдет автоматически. Обращаться с заявлением в учреждения ПФР по поводу осуществления валоризации не нужно. Личное посещение ПФР требуется только в строго определенных случаях, таких как включение ранее неучтенного стажа (до 01.01.1991 года) для проведения пересчета пенсионного капитала.
Законодательно установлено, что с 1 января 2010 неработающим пенсионерам, у которых сумма пенсии со всеми доплатами меньше величины прожиточного минимума, установленного в Курской области (4068 рублей) будет назначаться и выплачиваться федеральная социальная доплата к пенсии. Однако, для подачи заявления в учреждение Пенсионного фонда пенсионер должен явиться лично и только после получения персонального уведомления.
В заключение хотелось бы еще раз призвать пенсионеров к осторожности и бдительности, и попросить их не пускать на порог незваных гостей, проверять у визитеров документы, а обо всех подозрительных фактах сообщать в правоохранительные органы.