Проводимая пенсионная политика в стране с 2002 года была направлена на обеспечение социально приемлемого материального уровня пенсионеров.
Вместе с тем в рамках пенсионной системы не достигнут требуемый международными стандартами коэффициент замещения с учетом обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В этой связи стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ 25 декабря 2012 г. №2524-р, подготовлены предложения по созданию в Российской Федерации пенсионной системы, адекватной современному экономическому развитию Российской Федерации и соответствующей международным стандартам.
Цель стратегии — определение направлений и задач по формированию в Российской Федерации социально-страховой пенсионной системы.
Как и прежде основным инструментом формирования, реализации и соблюдения конституционных прав граждан в области пенсионного обеспечения является тарифно-бюджетная политика.
В этих целях в рамках Стратегии предлагаются основные принципы совершенствования тарифно-бюджетной политики, реформирования института досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развития корпоративного пенсионного обеспечения, формирования пенсионных прав, системы управления обязательным пенсионным страхованием, а также развития международного сотрудничества в пенсионной сфере.
Основным принципом тарифно-бюджетной политики является обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей.
В целях дальнейшего развития пенсионной системы предлагается сохранить действующий тариф при определенных условиях, в том числе поэтапного приведения размера страхового взноса, уплачиваемого самозанятыми категориями граждан, в соответствие с уровнем их пенсионных выплат.
Это обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав. В настоящее время самозанятые граждане не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, работающих по найму.
На первом этапе с 2013 года в целях адаптации самозанятых граждан к изменению страховой нагрузки фиксированный страховой взнос рассчитан исходя из двукратного минимального размера оплаты труда (до 2013 года это один минимальный размер оплаты труда) при сохранении общего тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 26 процентов.
С 1 января 2013 года установлен МРОТ в сумме 5205 рублей в месяц, двукратный его размер составляет 10,4 тыс. руб. Для сравнения средняя заработная плата по области в 2012 году составила 18 тыс. руб.
Соответственно, фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за 2013 год составляет 32479,2 руб. — (5205руб. *2) *26% *12 (мес.) или 2706,6 руб. в месяц, на обязательное медицинское страхование — 3185,46 руб. за год — 5205руб. *5,1% *12 (мес.) или 265,46 руб. в месяц.
Таким образом, по сравнению с размером платежа в ПФР в 2012 году взносы увеличились на 18,1 тыс. руб. или 2,3 раза, по ФОМС на 0,4 тыс. руб. или 1,1 раза.
На сегодняшний момент страховые взносы на обязательное пенсионное страхование самозанятого населения распределяются следующим образом:
- у застрахованных лиц старше 1967 года рождения вся сумма страховых взносов (26%) направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- у застрахованных лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии учитывается сумма страховых взносов по тарифу 20%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии — 6%.
Срок уплаты по действующему законодательству определен до 31 декабря расчетного года. Производить её можно помесячно, либо поквартально. В случае неуплаты (частичной уплаты) недоимка подлежит взысканию в порядке определенном действующим законодательством с начислением на неё пени по 1/300 ставки рефинансирования.
Ещё одним направлением реализации «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» является подготовка комплекса мер по перераспределению тарифа страховых взносов, в частности рассматривается вопрос о предоставлении застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении части тарифа страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 №243-ФЗ в течение 2013 года россиянам, формирующим свои пенсионные накопления, будет предоставлена возможность изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо снизить его до 2%, тем самым увеличив страховой тариф на страховую часть пенсии.
Чтобы изменить тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии, гражданину необходимо выбрать негосударственный пенсионный фонд либо инвестиционный портфель управляющей компании (частной или государственной), определить, какую часть страхового платежа направлять на формирование накопительной пенсии — 6%, как сейчас, или только 2%, - и подать в учреждение ПФР заявление.
Обозначенная в стратегии цель, в конечном счёте, направлена на обеспечение:
- сбалансированности формируемых пенсионных прав граждан с источниками их финансового обеспечения;
- размера трудовой пенсии не ниже 40% утраченного заработка работника, который у него сложился в рабочий период при нормативном страховом стаже 35 лет. Таким образом, законодательными актами будут предусматриваться меры, стимулирующие продолжительность трудовой деятельности граждан в целях увеличения их пенсий в будущем.
Следует обратить внимание, что период трудовой деятельности (стаж) самозанятой категории граждан при оценке их пенсионных прав определяется при полной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд.
В долгосрочной перспективе указанной категории граждан будет предоставлено право выбора:
- либо уплата страховых взносов в соответствующем фиксированном размере с формированием пенсионных прав на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
- либо присоединение к системе формирования пенсионных прав наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.