Начиная с 2013 года установлен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для плательщиков, использующих труд наемных рабочих, чьи профессии предусмотрены Списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Указанный тариф постепенно повышается и составит, начиная с 2015 года, 9 и 6 процентов от сумм выплат и иных начислений в пользу работников по Спискам № 1 и № 2 соответственно. При этом предусмотрено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
В настоящее время законодательством Российской Федерации фактически предусмотрены три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, а именно: аттестация рабочих мест, специальная оценка условий труда, государственная экспертиза условий труда.
Указанные процедуры предполагается объединить и унифицировать с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а результаты данного исследования могли использоваться и в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций работникам.
При этом предполагается установить переходный период на срок до 31.12.2018г., в течение которого будут признаваться действующими и подлежащими реализации имевшиеся до момента вступления в силу законопроекта права участников оценки условий труда и результаты оценки условий труда.
В развитие указанного закона предполагается внесение изменений в ряд других законодательных актов в части мер, стимулирующих работодателей к созданию и развитию систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, закрепляется положение, в соответствии с которым досрочное негосударственное пенсионное обеспечение будет осуществляться работодателем в пользу работника и с его согласия в силу существующих (существовавших) между ними трудовых отношений на основе пенсионного договора.
Законопроектом предлагается освобождение работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам в случае формирования работодателями систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и формирования у работников прав на социальные гарантии в указанных системах с уплатой работодателями соответствующих взносов. Также законопроектом предусматривается, что правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением досрочного пенсионного договора и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения работников, регулируются законодательством Российской Федерации, коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионной программой работодателя и досрочным пенсионным договором.
Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение за работником права на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования только в части пропорционально уплаченным за него работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации страховым взносам по дополнительным тарифам. При этом в специальный стаж, дающий право на назначение досрочных трудовых пенсий, будут включаться периоды работы во вредных и (или) опасных условиях, за которые с согласия работника работодатель уплачивал пенсионные взносы в рамках созданной им системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения.
Для плательщиков страховых взносов, в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам специальной оценки условий труда, предполагается применять дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации от 2%–3,4% при вредном классе условий труда до 4% при опасном классе условий труда.