В
Учебно-методическом центре Пенсионного
фонда РФ прошёл «круглый стол», подготовленный Комитетом Государственной Думы
ФС РФ по труду и социальной политике.
Темой
«круглого стола» стало обсуждение проектов Федеральных законов «О страховых
взносах в Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды
обязательного медицинского страхования» и «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования», внесённых правительством РФ.
В работе «круглого
стола» приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители
Правительства Российской Федерации, в частности Министерства здравоохранения и
социального развития РФ, руководители внебюджетных социальных фондов,
представители ряда заинтересованных общественных организаций – таких, как
объединение работодателей, профессиональные союзы, Союз пенсионеров России.
Также приняли
участие и выступили руководитель Пенсионного
фонда РФ Антон Дроздов,
статс-секретарь - заместитель министра
здравоохранения и социального развития РФ Юрий Воронин и другие.
Как отметил председатель Комитета Государственной
Думы ФС РФ по труду и социальной
политике Андрей Исаев, 3
июня 2009 года Госдума в первом
чтении приняла пакет законопроектов, которые в значительной степени изменят
нынешнюю систему социального страхования и пенсионного обеспечения. Делается очень серьёзный шаг на пути
построения социального государства. Эти законы будут затрагивать интересы
миллионов людей, как тех, кто уже сегодня находится на пенсии, так и будущих пенсионеров.
Заметим, что сегодня в России 38 миллионов пенсионеров.
Первая
значимая цель данных законопроектов – это улучшение социального обеспечения
нынешнего поколения пенсионеров,
а также повышения ряда пособий, выплачиваемых из средств социального
страхования. Эти решения вступят в силу с 1 января 2010 года и будут обеспечены
за счёт дополнительных средств, которые будут направлены в федеральный бюджет.
Вторая очень
важная задача, которую будут решать эти законы, - это отказ от единого
социального налога и переход к системе взносов во внебюджетные социальные
фонды.
В
рамках реализации функции администрирования страховых взносов на обязательное
пенсионное и медицинское страхование Пенсионный фонд Российской Федерации
должен будет организовать соответствующее взаимодействие с почти шестью
миллионами страхователей, в том числе с 2,5 миллионами организаций. Общая сумма
взносов только по обязательному пенсионному страхованию в 2010 году оценивается
более чем в 2 трлн. рублей. Сегодня уплата ЕСН производится работодателями
ежемесячно, а предоставление индивидуальных сведений по уплаченным страховым
взносам за каждого сотрудника осуществляется работодателем раз в год. С 2010
года данные по уплаченным страховым взносам на каждого сотрудника будут
представляться каждые полгода, а с 2011 года – ежеквартально. При этом объем
получаемой Пенсионным фондом и подлежащей обработке информации уже в 2010 году
увеличится в четыре раза от сегодняшнего уровня в 90 млн. документов в год. За
счет синхронизации информационного и финансового потоков предполагается
получить значительный эффект как в качестве администрирования, так и в качестве
учета пенсионных прав граждан.
В 2010 году
будет введён единый порядок индексации базовой и страховой частей пенсии (сейчас они индексируются
отдельно друг от друга). Существующий сейчас единый социальный налог будет
заменён тремя отдельными страховыми платежами в фонды пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования.
В 2010 году
страховые платежи, в отличие от ЕСН, будут взиматься не по регрессивной, а по
единой «плоской» ставке и лишь с предельной суммы годового дохода до 415 тысяч
рублей. Напомним, что сейчас страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования составляют 20
процентов от совокупного годового дохода работника в пределах 280 тысяч рублей,
7,9 процента - с доходов сверх 280 тысяч рублей в пределах 600 тысяч рублей и 2
процента - с суммы, превышающей 600 тысяч рублей в год.
Вместе с тем,
чтобы избежать в условиях кризиса увеличения финансовой нагрузки на бизнес,
правительство РФ приняло решение не увеличивать в 2010 году тарифы страховых
взносов, которые придут на смену ЕСН. Они останутся на уровне действующей в
последние годы 26-процентной ставки единого социального налога (20 процентов из
которых по-прежнему будут направляться в систему обязательного пенсионного страхования). Повышение
уровня ставок страховых взносов произойдёт годом позже - с 2011 года. Тогда
страховой взнос работодателей в систему обязательного пенсионного страхования планируется увеличить до 26 процентов от
фонда заработной платы, взнос в фонд ОМС - с 3,1 до 5,1 процента, в фонд
социального страхования останется на прежнем уровне - 2,9 процента.
Переход на
страховые взносы сделает пенсионную
систему более понятной и справедливой - это позволит более полно учитывать пенсионные права каждого гражданина и
избежать уравниловки при расчёте пенсий.
В отличие от налога, который идет в федеральный бюджет, и только потом деньги
из него поступают в Пенсионный
фонд, страховой взнос - это возвратный, фактически персональный платёж, который
сразу будет поступать на индивидуальный пенсионный
счёт гражданина в ПФР, а потом вернётся к нему в виде пенсии, считают депутаты.
«Переход к
системе взносов делает платёж адресным, прозрачным, делает систему
понятной и для работодателя, и для наёмного работника, который понимает,
из чего сложится его будущая пенсия»,
- сказал председатель Комитета
Государственной Думы ФС РФ по
труду и социальной политике Андрей Исаев.
Третий важный
момент – рассматриваемые законопроекты направлены на то, чтобы постепенно
сформировать устойчивую систему внебюджетных социальных фондов. Они станут
более автономными, более самостоятельными и более устойчивыми.
И, наконец,
как отметил Андрей Исаев, самое важное заключается в том, что
принятие этих законов позволяет государству осуществить стратегию дальнейшего
развития пенсионной системы,
которая ставит перед собой целью уже с 2010 года ликвидировать бедность пенсионеров, добиться того, чтобы ни
один пенсионер не получал пенсию ниже прожиточного минимума,
определённого в субъекте Федерации. А в обозримом
будущем ставится такая задача: поэтапно добиться того, чтобы те, кто уже стал пенсионером, получал в среднем пенсию, равную двум с половиной
прожиточных минимумов. Те же граждане, которые вступят в пенсионную систему уже после
вступления в силу данных законов, имели бы ситуацию, когда заработанный средний
стаж обеспечивал бы им пенсию не
ниже 40 процентов от утраченного заработка, как это рекомендует 102-я
Конвенции Международной организации труда.
Также после
вступления в силу данных законов улучшится, в частности, пенсионное обеспечение граждан,
заработавших пенсию в советский
период. Вводится такой термин, как «валоризация». Что значит - процесс
переоценки пенсионных прав
граждан. С 1 января 2010 года пенсионные
права, приобретённые до 2002 года, будут дополнительно проиндексированы на 10
процентов и плюс 1 процент дополнительной индексации за каждый год стажа,
заработанного в советское время - до 1991 года. На это единовременно
увеличенное «тело» пенсии в
дальнейшем будут распространяться все плановые индексации пенсии. Пенсионные права - это расчётный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года, с учётом
которого для пенсионеров
старшего поколения расчётным путём определяется страховая часть трудовой пенсии. Валоризация обеспечит более
справедливую оценку трудового вклада людей, работавших в советское время. Для
граждан она произойдёт автоматически.
Все эти
предлагаемые изменения необходимо скорректировать так, отметили участники
«круглого стола», чтобы сделать пенсионную
систему понятной, прозрачной и справедливой.
На
совещании, проведенном Министром здравоохранения и социального развития Т.Голиковой
и Председателем Правления Пенсионного фонда А.Дроздовым, глава ПФР во время
выступления заявил, что еще на стадии разработки законопроектов Пенсионный фонд
начал активную подготовку к реализации функции администрирования. «Уже сегодня
сформирована модель бизнес-процесса администрирования, готовятся регламенты
взаимодействия участников процесса администрирования, разрабатывается
программно-технологический комплекс», – подчеркнул Антон Дроздов. В Пенсионном
фонде утвержден комплексный план, создана и работает специальная рабочая группа
по подготовке к исполнению функции администрирования. Пенсионный фонд ведет
работу в тесном взаимодействии с Фондом обязательного медицинского страхования,
Федеральной налоговой службы и Федеральным казначейством.
Цифры. Почти 370 тысяч жителей Липецкой области являются пенсионерами, из них
свыше 342 тыс. человек получают
трудовую пенсию; более 61 тысячи страхователей состоит на учете в Отделении ПФР по Липецкой области.