Сегодня на сайте Правительства Российской Федерации опубликовано распоряжение Правительства от 25.12.2012 года № 2524-р, утвердившее Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы России (далее – Стратегия).
По сообщению пресс-службы ведомства проект был внесён Минтрудом в целях выполнения поручения Президента Российской Федерации об организации широкого общественного и экспертного обсуждения проекта Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы и об обеспечении подготовки и внесения в Государственную Думу проектов соответствующих федеральных законов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству было поручено разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования.
Необходимость подготовки Стратегии обусловлена экономическими и демографическими вызовами, стоящими перед отечественной системой пенсионного страхования.
Основными целями развития пенсионной системы Стратегией определены:
- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения;
- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.
В числе задач, которые должна решить реализация Стратегии, следующие:
- обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате;
- достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счёт участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера;
- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;
- обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- развитие трёхуровневой пенсионной системы для групп с разными доходами (для средне - и высокодоходных категорий – с опорой на добровольное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение);
- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Кроме того, Стратегией предусматривается реформирование института досрочных пенсий и предлагается для работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, установить дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из анализа проблем, обозначившихся в процессе функционирования накопительной составляющей пенсионной системы, предлагается комплекс мер, направленных на её совершенствование:
- перераспределение тарифа страховых взносов с предоставлением застрахованным лицам, которые осуществили выбор в пользу формирования средств пенсионных накоплений, права выбора формирования средств пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании в размере 2% или 6% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
- создание многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений, включая систему объединённых гарантийных фондов;
- расширение перечня инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений;
- расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, за счёт включения страховых компаний и кредитных организаций.
В целях построения полномасштабной системы пенсионного обеспечения Стратегией предусматривается определить основы создания и функционирования корпоративных пенсионных систем, а также необходимые условия для осуществления работодателями корпоративного пенсионного обеспечения своих работников и принципы государственного контроля за указанной деятельностью.
Для совершенствования формирования пенсионных прав в системе Стратегией предусматривается переход к новой формуле расчёта трудовых пенсий на основе нормативной продолжительности стажа (35 лет), а также специальном порядке расчёта пенсий по инвалидности и по потере кормильца, отражающий социально значимый характер данного вида обеспечения.
В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, в Стратегии предлагается предусмотреть её установление в более высоком размере.
Реализовать Стратегию предполагается в несколько этапов. В связи с этим распоряжением утверждается план-график подготовки проектов федеральных законов, направленных на её реализацию.