В связи с возросшим количеством жалоб граждан на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды с 1 января 2019 года в правила подачи заявлений о переходе от одного страховщика к другому будут внесены изменения.
Новшество позволит оградить граждан от потери инвестиционного дохода. Дело в том, что на сегодняшний день существуют две модели заявлений о переводе средств пенсионный накоплений из ПФР в НПФ или из одного НПФ в другой. Это заявление о переходе (через пять лет) и заявление о досрочном переходе (в следующем году), так в последнем случае накопления переводятся без учета инвестдохода, о чем умалчивают недобросовестные агенты НПФ при переводе граждан в свои фонды.
Прежде всего, изменится процедура регистрации заявлений. Теперь при личном обращении гражданина в клиентскую службу ПФР, заявление будет регистрироваться сотрудником ПФР от имени гражданина на портале госуслуг.
Подать заявление можно и в электронной форме через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР или портал госуслуг. Для подписания и подачи в ПФР электронного заявления необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. Также заявление может быть направлено по почте. В этом случае установление личности гражданина и проверку подлинности его подписи осуществляет нотариус.
В связи с введенными новшествами, начиная с 2019 года, каждый гражданин на портале госуслуг или в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР может отслеживать историю всех поданных им заявлений и уведомлений, в том числе информацию о дате и способе их подачи.
В случае если гражданин выбрал модель досрочного перехода (на следующий год) к новому страховщику, при подаче заявления он в обязательном порядке должен быть проинформирован о сумме инвестиционного дохода, которую он теряет при досрочной смене страховщика.
Данная информация позволит гражданину взвесить все за и против и сделать осознанный выбор, хочет он потерять инвестиционный доход при досрочной смене страховщика или стоит повременить с переходом. Вне зависимости от способа подачи заявления ПФР будет сообщать текущему страховщику и новому страховщику, который указан в заявлении гражданина, о факте подачи им заявления или уведомления.
Еще одно изменение внесено в сроки подачи заявления. Теперь сделать это можно не позднее 1 декабря текущего года, а не как сейчас – 31 декабря текущего года. Таким образом, появится возможность отозвать поданное заявление в течение месяца, т.е. до 31 декабря, подав уведомления об отказе от смены страховщика.
Новое уведомление позволит гражданам своевременно реагировать на заявления, поданные от их имени недобросовестными агентами НПФ, и отказаться от смены страховщика, тем самым избежав возможной потери инвестиционного дохода. Способы подачи уведомления об отказе от смены страховщика аналогичны способам подачи заявлений.
Несмотря на вносимые изменения, гражданам не следует терять бдительность. Отделение ПФР по Липецкой области в очередной раз напоминает, что не следует сообщать свой СНИЛС, если вы не уверены, что это представитель госоргана или работодатель, никогда не указывайте свой СНИЛС при его запросе на различных сайтах. Внимательно читайте документы, которые вы подписываете, при поиске работы с помощью кадровых агентств, оформлении кредита или покупке мобильного телефона. Получив персональные данные "не чистые на руку" агенты и/или фонды могут фальсифицировать подписи граждан на документах и предоставлять их в ПФР.