В 2011 году всем работодателям предстоит отчитываться по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование по-новому. С 1 января вступили в силу изменения в закон о страховых взносах, устанавливающие новые сроки и состав отчётности в ПФР. Нововведения коснулись и размера тарифа страховых взносов.
Теперь представлять расчёты по страховым взносам в Пенсионный фонд плательщикам необходимо не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день срока является выходным или нерабочим праздничным днём, то окончанием срока считается ближайший рабочий день. Таким образом, в 2011 году направить отчётность в ПФР страхователям нужно не позднее 15 февраля, 16 мая, 15 августа и 15 ноября.
Вместе с ежеквартальной отчётностью работодатели также должны будут сдавать и сведения по персонифицированному учету на своих сотрудников. Напомним, что в 2010 году такие сведения направлялись в Пенсионный фонд раз в полугодие, а в 2009 году и ранее – только один раз в год. Благодаря более частому представлению данной информации, пенсионные права граждан будут учитываться оперативнее и полнее.
Кроме сроков направления отчётности поменялись и тарифы страховых взносов. Если в прошлом году они оставались на уровне 2009 года: 26%, то в 2011 г. тариф подрос до 34%. Из них 26% работодатели будут платить в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% – в Фонд социального страхования Российской Федерации, 3,1% и 2% – в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования соответственно.
Помимо этого проиндексирована и облагаемая страховыми взносами база каждого работника, то есть предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. Он увеличился с 415 тысяч рублей до 463 тысяч рублей.
Для ряда организаций и индивидуальных предпринимателей на ближайшие 4 года: 2011-2014 гг. – установлены пониженные тарифы страховых взносов. Это касается тех, кто занимается производством, выпуском и изданием средств массовой информации. Льготы также затронут организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Пониженные тарифы предусмотрены для определенных видов экономической деятельности в производственной сфере и сфере оказания социальных услуг.
Всю отчётность работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2011 года составляет более 50 человек, должны представлять в электронном виде с электронно-цифровой подписью. В 2010 году эта норма касалась предприятий с численностью работников более 100 человек. Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления информации страхователями.