О «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы России» говорили на днях на пресс-конференции заместителя министра труда и социальной защиты РФ Андрея Пудова и Председателя Правления Пенсионного фонда Антона Дроздова. В режиме видеосвязи в конференции приняли участие ведущие журналисты всех российских регионов, в том числе Магаданской области.
Открыло пресс-конференцию выступление Андрея Николаевича Пудова, статс-секретаря, заместителя министра труда и социальной защиты РФ. Зам.министра осветил основные положения Стратегии развития пенсионного обеспечения в стране на ближайшие 20 лет*, широко обсуждаемые в средствах массовой информации в последнее время.
По словам Андрея Николаевича, Стратегию предполагается реализовать в 3 этапа: в 2013-15 гг., далее - в 2016-20 гг., и до 2030 года. Реализация данного документа, по мнению разработчиков, позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате будет сформирована понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную модель.
В соответствии со Стратегией, основными задачами реформирования пенсионной системы являются гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочная финансовая устойчивость пенсионной системы.
При этом, необходимо обеспечить:
- 40%-ный коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемый уровень пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;
- · обеспечение минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
- · адекватный уровень страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей;
- · обеспечение сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования;
- · повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.
Как прозвучало на пресс-конференции, Стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели:
1-й уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) в рамках государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования. Формируется за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. За счет этого уровня должен обеспечиваться коэффициент замещения утраченного заработка до 40%.
2-й уровень - корпоративная пенсия. Формируется работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения. Это еще до 15% от утраченного заработка;
3-й уровень - частная пенсия. Формируется самим работником. Это может дать еще до 5% утраченного заработка.
Стратегия не содержит предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Основные направления реализации Стратегии:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне.
- реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.
С учетом различий в приобретенных правах на досрочную трудовую пенсию предлагается выделить три категории лиц, в отношении которых следует использовать новые подходы к реформированию досрочных пенсий. Так, в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
- реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы.
При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.
- развитие системы корпоративного пенсионного обеспечения. Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).
- совершенствование системы формирования пенсионных прав. Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.
После выступления Андрея Пудова у журналистов региональных СМИ была возможность задать свои вопросы Председателю Правления ПФР Антону Дроздову. В частности, корреспондентов интересовало, планируется ли ужесточение ответственности работодателей за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, останется ли выплата пенсий бессрочной, как стимулировать работодателей к формированию корпоративных пенсий, предусматривает ли Стратегия сохранение льгот по досрочному назначению пенсий с учётом стажа в районах Крайнего Север и др. Спикеры ответили на все вопросы журналистов. Что касается пенсионного обеспечения северян, то, по словам Антона Викторовича, пока никаких изменений не предвидится, по-прежнему, при назначении пенсий жителям Крайнего Севера будет применяться повышенный коэффициент. Однако решение этого вопроса будет зависеть от общей политики государства в отношении северных территорий.
В завершение пресс-конференции было отмечено, что первые законодательные акты по некоторым положениям стратегии должны быть подготовлены уже к середине декабря 2012 г.
* Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России (www.rosmintrud.ru).