Пенсионный фонд Российской Федерации проанализировал итоги кампании 2011 года по переводу гражданами своих пенсионных накоплений в управляющие компании (УК) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
По результатам рассмотрения поданных гражданами заявлений о выборе УК или НПФ положительное решение было принято по 5,34 млн. заявлений. Всего в ПФР в 2011 году поступило 6,6 млн. заявлений. Отрицательное решение было принято по почти 1,3 млн. заявлений о переводе пенсионных средств, или по 19,7% от общего количества поступивших заявлений.
При этом важно отметить, что более 97% заявлений и договоров ПФР получает от организаций, с которыми у Фонда заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, т. е. от трансфер-агентов, среди которых большая часть НПФ, осуществляющие формирование пенсионных накоплений граждан в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС). Именно трансфер-агенты гарантируют ПФР достоверность заявлений и договоров ОПС, которые они направляют в ПФР.
Наибольшее количество отказов – более миллиона – приходится на заявления, поданные гражданами на перевод своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ. По 720 тысячам из них отрицательное решение было вынесено по причине того, что указанная в заявлении информация об организации-страховщике, откуда должны быть переведены пенсионные накопления гражданина, не соответствует действительности. К примеру, в заявлении указано, что гражданин просит перевести пенсионные накопления из ПФР, в то время как его пенсионные накопления уже формируются в НПФ.
В почти 10,5 тыс. договоров НПФ были выявлены ошибки. 198 тысяч заявлений на перевод из ПФР в НПФ поступили без договоров ОПС.
От 168,6 тыс. застрахованных лиц ПФР получил два и более заявления. К примеру, сначала ПФР получил заявление на перевод пенсионных накоплений граждан из ПФР в определенный НПФ и договор гражданина с этим НПФ, а через некоторое время в ПФР поступило заявление на перевод пенсионных накоплений опять в ПФР или еще одно заявление на перевод пенсионных накоплений, но в другой НПФ с приложением договора с этим НПФ или вообще без договора ОПС. По закону удовлетворяется правильно заполненное более позднее заявление. Согласно нормам действующего российского законодательства, гражданин в течение года может написать несколько заявлений о выборе УК или НПФ. Пенсионный фонд принимает к рассмотрению все не содержащие критических ошибок заявления, а положительное решение по закону может быть принято лишь в отношении последнего заявления. По всем написанным ранее заявлениям выносится отрицательное решение – в прошлом году ПФР было получено 137 тысяч таких заявлений (ПФР-НПФ). Еще по 9,4 тыс. застрахованных лиц ПФР получил два заявления, которые поданы в один и тот же день.
В целом по уточненным данным в результате переходной кампании 2011 года 5,34 млн. человек изменили способ управления своими пенсионными накоплениями. 4,5 млн. человек перевели свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ. 150 тысяч человек вернули пенсионные накопления из НПФ в ПФР или изменили выбор управляющей компании или портфеля управляющей компании. 698,8 тысяч человек перевели свои пенсионные накопления из одного НПФ в другой НПФ.
Особенностью переходной кампании 2011 года стало удвоение переводов пенсионных накоплений (1,5 млн.) в НПФ в течение 2011 года, когда граждане одновременно заключали с НПФ договор об обязательном пенсионном страховании и писали заявление в ПФР о вступлении в Программу государственного софинансирования пенсии. По закону в этом случае пенсионные накопления переводятся в НПФ в течение трех месяцев.
Таким образом, в общей сложности число клиентов негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному страхованию на сегодня составляет 15,44 млн. человек, или 20,7% от общей численности граждан, у которых формируются пенсионные накопления (74,5 млн. человек).
Несмотря на то, что закон позволяет подавать неограниченное количество заявлений о выборе УК или НПФ, Пенсионный фонд Российской Федерации призывает граждан внимательно относиться к выбору организации, которая будет управлять их пенсионными накоплениями, и подавать в ПФР только одно заявление о переводе пенсионных накоплений. При этом очень важно не допускать ошибок в заполнении заявлений и договоров. Достоверная информация об организации, осуществляющей управление пенсионными накоплениями гражданина в текущем году, содержится в извещении о состоянии индивидуального лицевого счета гражданина (ИЛС), которое ПФР ежегодно направляет всем застрахованным лицам. Выписку из ИЛС можно также получить в любом территориальном органе ПФР или через сайт госуслуг.
В настоящее время ПФР производит рассылку уведомлений гражданам, изменившим способ управления своими пенсионными накоплениями, в том числе и тем гражданам, по заявлениям которых ПФР принял отрицательное решение. По всем вопросам можно обращаться в любой территориальный орган ПФР или на «горячую линию» ПФР по телефону 8-800-505-55-55.
При этом показательным является тот факт, что, к примеру, в 2011 году ПФР получил более пяти тысяч письменных и восемь тысяч устных жалоб от граждан на неправомерный перевод их пенсионных накоплений в НПФ, в то время как случаи, когда граждане интересовались отрицательным решением по переводу их пенсионных накоплений в другую организацию, были единичными.
СПРАВКА. В Марий Эл 50251 человек перевел свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды, в том числе 18278 человек сделали свой выбор в 2011г. Еще 3091 житель республики выбрал ту или иную частную управляющую компанию. Итого из 370,5 тысяч человек, имеющих накопительную часть пенсии, выбор в пользу частника сделали 53342 человека.