На часто задаваемые вопросы по персонифицированному учету ответила Светлана Константиновна Соловьева - заместитель управляющего Отделением ПФР по Нижегородской области.
Для чего необходимо страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования?
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования является документом, подтверждающим регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
В нем указаны следующие данные:
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- пол;
- дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страховой номер индивидуального лицевого счета является уникальным и принадлежит только одному человеку.
Присвоение страхового номера носит технологический характер и осуществляется в целях упрощения порядка и ускорения процедуры назначения трудовой пенсии гражданину.
При устройстве на работу, заключении трудового договора или договора подряда гражданин должен предъявить работодателю страховое свидетельство для того, чтобы тот смог подать индивидуальные сведения (сведения о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, заработной плате) на работника в Пенсионный фонд РФ.
Храниться страховое свидетельство должно непосредственно у гражданина, работодатель лишь использует данные страхового свидетельства для представления отчетности в ПФР.
Что такое персонифицированный учет?
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На индивидуальный лицевой счет заносятся данные о начисленных и уплаченных работодателем страховых взносах в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица, данные о стаже, информация об инвестировании средств пенсионных накоплений.
Вся информация, хранящаяся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, впоследствии учитывается при назначении или перерасчете пенсии гражданину
Каковы обязанности застрахованного лица?
Застрахованное лицо обязано:
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- обращаться с заявлениями в установленном порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства.
Каковы права застрахованного лица?
Застрахованное лицо имеет право:
- получить бесплатно один раз в год в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете;
-получить бесплатно у страхователя копию сведений, представленных на него страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета.
Как часто работодатель (страхователь – плательщик страховых взносов) представляет в ПФР индивидуальные сведения на работников?
С 2011 года работодатель представляет в Пенсионный Фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работнике ежеквартально, не позднее 15 – го числа второго календарного месяца следующего за отчетным.
Как узнать, какие сведения поступили на лицевой счет застрахованного лица?
Вся информация, поступившая на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, отражается в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Выписку из индивидуального лицевого счета гражданин может получить, обратившись в территориальное Управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства или месту работы. Для оформления запроса о представлении выписки необходимо представить паспорт и страховое свидетельство.
Кроме этого, Пенсионный фонд ежегодно направляет застрахованным лицам, за которых уплачиваются либо уплачивались страховые взносы, информационные письма («письма счастья») о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования
Обнаружились неточности в страховом свидетельстве или изменилась фамилия в связи со вступлением в брак. Необходимо ли застрахованному лицу менять страховое свидетельство, не повлечет ли это смену лицевого счета?
При обнаружении неточностей в страховом свидетельстве или изменения какой-либо позиции (например, фамилии), свидетельство подлежит замене. Работающий гражданин сдает страховое свидетельство в отдел кадров (бухгалтерию) своей организации или своему работодателю, оформляет у него заявление на изменение анкетных данных и через 2-3 недели получает у работодателя страховое свидетельство с уточненными данными. Работодатель в соответствии с пенсионным законодательством обязан принять у застрахованного лица вышеуказанное заявление и представить его в Управление Пенсионного фонда.
Если гражданин не работает, он может самостоятельно подать заявление об обмене в Управление Пенсионного фонда по месту жительства, имея при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Номер лицевого счета при изменении анкетных данных не меняется.
Как восстановить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования в случае его утери?
Работающий гражданин подает своему работодателю (в отдел кадров или бухгалтерию своей организации) заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства и через 2-3 недели получает у работодателя страховое свидетельство. Работодатель в соответствии с пенсионным законодательством обязан принять у застрахованного лица вышеуказанное заявление и представить его в Управление Пенсионного фонда.
Если гражданин не работает, он может самостоятельно подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства в Управление Пенсионного фонда по месту жительства, имея при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Номер лицевого счета при этом не меняется.
Может ли у застрахованного лица быть два и более страховых свидетельства с разными номерами?
На каждое застрахованное лицо ПФР открывает только один лицевой счет!
При наличии у гражданина более одного страхового свидетельства с разными номерами ему обязательно необходимо обратиться в территориальное Управление Пенсионного фонда по месту жительства или работы и заказать выписки по всем лицевым счетам. Затем вместе со специалистом Управления ПФР гражданину необходимо выбрать лицевой счет, на котором содержится большее количество индивидуальных сведений. Этот счет будет считаться основным, второй и последующий лицевые счета - дополнительными.
Далее проводится комплекс работ по переносу индивидуальных сведений с дополнительных лицевых счетов на основной.
Как узнать, платит ли организация за работника страховые взносы и представляет ли сведения в Пенсионный фонд?
Для этого застрахованное лицо может:
- обратиться к своему работодателю, который в соответствии с законодательством обязан представлять своим работникам копию сведений, переданных им в Пенсионный фонд;
- обратиться в Управление ПФР по месту жительства или работы за выпиской из индивидуального лицевого счета (в том числе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг);
- подождать получения ежегодного информационного письма («письма счастья») из Пенсионного фонда, в котором будет отражена информация о состоянии лицевого счета.
До 1 сентября Пенсионный фонд рассылает извещения застрахованным лицам:
* имеющим накопительную часть трудовой пенсии (лица 1967 г.р. и моложе);
* участникам Программы государственного софинансирования пенсии, которые перечисляли дополнительные страховые взносы в 2010 году на накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы;
* владельцам материнского капитала, направившим его на увеличение накопительной части будущей пенсии.
До конца года Пенсионный фонд рассылает извещения застрахованным лицам, имеющим только страховую часть трудовой пенсии (лица 1966 г.р. и старше).
В полученной выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о периодах работы у страхователя. Что мне делать?
Выяснить в Управлении ПФР по месту регистрации Вашего работодателя, представлялись ли им сведения персонифицированного учета на Вас. Если представлялись, необходимо выяснить у специалиста Управления ПФР причины отсутствия данных сведений на лицевом счете.
В том случае, если сведения персонифицированного учета страхователем на Вас не представлялись, необходимо обратиться к нему за разъяснениями.
Если страхователем Вам выплачивалась «серая зарплата», то с нее отчислений на обязательное пенсионное страхование не производится и соответственно индивидуальные сведения не представляются. В данном случае рекомендуем обратиться в органы Прокуратуры и (или) суд с обращением об обязании работодателя уплатить за Вас страховые взносы в ПФР и представления индивидуальных сведени
Если гражданин работает по совместительству, представляются ли на него сведения индивидуального (персонифицированного) учета?
В соответствии с законодательством каждый работодатель обязан представлять в территориальные органы ПФР сведения о всех застрахованных лицах, работающих у него как по трудовому договору, так и по договорам гражданско-правового характера, на вознаграждение по которым начисляются страховые взносы. Так как совместительство осуществляется на условиях трудового договора, работодатель, принявший работника на работу по совместительству, обязан представлять на него в ПФР индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах.