1. Какие наиболее важные задачи стоят перед Отделением ПФР в настоящее время?
2010 год знаменательный для ПФР, исполняется 20 лет Пенсионному фонду РФ и 15 лет службе персонифицированного учета. Наиболее важными задачами перед службой персонифицированного учета на текущий год являются:
во-первых: своевременное представление и в полном объеме за 2009 год индивидуальных сведений страхователями и разнесение их по лицевым счетам застрахованных лиц, в 2010г. предусматривается полугодовой режим представления отчетности, начиная с 01.01.2011 года вводится поквартальное представление отчетности страхователями по персонифицированному учету, прием ИС будет осуществляться в более сжатые сроки (в течение календарного месяца);
во-вторых: максимально привлечь страхователей к передаче сведений персонифицированного учета в ПФР в электронной форме с электронной цифровой подписью, используя наиболее цивилизованный и наименее затратный способ сдачи отчетности;
в-третьих: регистрация в системе обязательного пенсионного страхования всех граждан, включая детей и неработающее население.
2. Что такое персонифицированный учет?
Персонифицированный учет – это сбор и обработка данных о каждом застрахованном лице, использование этих сведений в целях пенсионного обеспечения. Персонифицированный учет ведется отдельно по каждому застрахованному лицу в течение всей его трудовой деятельности, начиная с первого дня работы. Он предусматривает регистрацию всех граждан, открытие в Пенсионном фонде индивидуальных лицевых счетов, имеющие уникальные номера, оформление и выдачу страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования каждому застрахованному лицу.
3. Для чего необходима регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования?
В соответствии с законодательством регистрация гражданина в системе обязательного пенсионного страхования обязательна. Гражданину открывается индивидуальный лицевой счет с уникальным на территории России номером, который отражается в страховом свидетельстве, выдаваемом гражданину на руки. На этом счете накапливаются сведения о месте работы гражданина, о его трудовом стаже, об условиях труда, о начисленных и уплаченных взносах в Пенсионный фонд. Вся эта информация в совокупности определяет право гражданина на трудовую пенсию и необходима для назначения пенсии, расчета ее величины.
4. Что такое индивидуальный лицевой счет?
Индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования – это аналог банковского счета гражданина, с единственным различием: на этом счете хранятся не деньги, а информация о пенсионных правах гражданина. Открывается индивидуальный лицевой счет на основании анкеты, подаваемой гражданином. На лицевом счете хранится информация о личных анкетных данных, обо всех местах работы, о страховых взносах, об особых условиях труда дающих право на досрочную пенсию. Информация на индивидуальном лицевом счете конфиденциальная и хранится в системе пенсионного страхования с соблюдением установленных правил защиты от несанкционированного доступа.
5. Что собой представляет регистрация в системе обязательного страхования и для чего необходима всеобщая регистрация населения?
Регистрация застрахованного лица предусматривает выдачу страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, в котором указывается СНИЛС – уникальный страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица, который действителен в любой точке России.
Страховое свидетельство является обязательным:
- при устройстве на работу;
- для формирования пенсионных накоплений и получения государственной поддержки;
- для получения материнского (семейного) капитала при рождении детей;
- для получения государственных социальных услуг и льгот;
- при получении родовых сертификатов;
- при назначении пенсии.
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) является основным идентификатором граждан – застрахованных лиц, как в системе пенсионного обеспечения, так и в системе социальной защиты населения, а также в реализации новых социальных задач и программ в Российской Федерации.
Персональный номер лицевого счета служит "связующим звеном" между различными базами данных, используется фондами обязательного социального страхования, медицинского страхования. Разрабатывается единая социальная карта для граждан РФ, благодаря которой сократится время на обмен информацией, и не придется занимать время на сбор различных документов для получения тех или иных государственных социальных услуг.
6. Может ли у гражданина быть два или три страховых свидетельства о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования?
Да, может. Если в этих страховых свидетельствах один страховой номер, то ничего предпринимать не следует. Если страховые номера разные, а это бывает, когда человек анкетировался несколько раз и в анкетах были ошибки, то обязательно следует разобраться, на каком из имеющихся лицевых счетов вам необходимо содержать всю информацию о своих пенсионных правах. Для этого надо подойти в территориальное Управление Пенсионного фонда, заказать выписки со всех своих лицевых счетов. Затем совместно со специалистом Управления принять решение, с каких счетов, и на какой счет перевести всю информацию о своих пенсионных правах и определиться, что для этого надо сделать, с тем, чтобы вся информация о ваших пенсионных правах оказалась на одном, выбранном вами, счете.
7. Какая категория граждан регистрируется в системе обязательного пенсионного страхования?
Региональная база индивидуального (персонифицированного) учета включает более 3,7 млн. индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц – это работающие граждане, включая самозанятое население (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, и т.д.), а также безработные, учащиеся, неработающие пенсионеры.
8. Как могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования работающие граждане?
Работающие граждане проходят регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования через своего работодателя. Самозанятое население регистрируются самостоятельно, т.е. этой категории граждан нужно обратиться в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя.
9. Какую категорию граждан из неработающего населения при регистрации нужно выделить отдельно?
Особый подход со стороны органов ПФР установлен при уточнении (установлении) СНИЛС для родовых сертификатов по запросам лечебных учреждений или при обращении беременных женщин. Данная работа осуществляется в первоочередном порядке. Все вопросы уточнения или установления СНИЛС решаются путем взаимодействия лечебных учреждений и органов ПФР в соответствии с Соглашением, чтобы исключить необходимость дополнительного обращения женщин в период беременности и родов за указанными сведениями в органы ПФР.
10. Какая работа в ПФР проводится по регистрации неработающих граждан в системе обязательного пенсионного страхования?
В целях организации работ связанных с регистрацией в системе обязательного пенсионного страхования неработающего населения и детей, проводится большая совместная работа с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения Нижегородской области, Департаментом образования и науки Администрации Нижегородской области, Главным Управлением исполнения наказаний министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, Департаментом здравоохранения Нижегородской области, по регистрации в системе обязательного страхования: студентов, школьников, неработающего населения, а также лиц отбывающих наказания в местах лишения свободы. Что касается регистрации новорожденных детей в системе обязательного пенсионного страхования, в данный момент проводится совместная информационная работа с органами ЗАГС по данному вопросу.
11. Куда нужно обращаться неработающим гражданам чтобы зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования, что нужно при себе иметь?
Для этого необходимо обратиться в территориальное Управление ПФР по месту жительства, при себе необходимо иметь паспорт либо свидетельство о рождении.
12. Где уже используется номер страхового свидетельства, кроме Пенсионного фонда?
С 01 января 2005 года номер используется в детских поликлиниках, поликлиниках, больницах – для оценки права на выдачу рецептов на бесплатные лекарства федеральным льготникам. В аптеках имеется информация федерального регистра со страховыми номерами, с ней сверяются при выдаче лекарств. Федеральный регистр передан также в Фонд социального страхования – где в соответствии с ним федеральным льготникам выдают путевки на санаторное лечение и талоны на получение билетов на проезд к месту лечения.