В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации производит традиционную ежегодную рассылку извещений россиянам, у которых формируется накопительная часть трудовой пенсии. Эти извещения информируют граждан о состоянии их индивидуальных лицевых (пенсионных) счетов в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд России ежедневно формирует и рассылает в регионы около 1 400 000 извещений. Всего в 2011 году Пенсионный фонд направит извещения более 83 миллионам россиян, в том числе более 2 миллионов извещений жителям Нижегородского региона. Это самая масштабная в мире рассылка индивидуальных писем такому количеству получателей.
На данном этапе ПФР осуществляет рассылку извещений 70 миллионам граждан, имеющим накопительную часть пенсии, в том числе более 1,7 миллиона извещений жителям Нижегородской области.
Накопительная часть трудовой пенсии формируется у граждан 1967 года рождения и моложе в обязательном порядке за счет уплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также их уплаты в добровольном порядке, если гражданин является участником Программы государственного софинансирования пенсии.
Накопительная часть трудовой пенсии также формировалась у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Каждое извещение отправляется заказным письмом по адресу, отраженному в индивидуальном лицевом счете гражданина. Как правило, это домашний адрес. Извещения содержат сведения о страховых взносах работодателей на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за 2010 год и предшествующие годы.
В случае, когда гражданин доверил управление своими пенсионными накоплениями управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду, в извещении ПФР указывается с какой эффективностью выбранная управляющая компания инвестировала его пенсионные накопления в течение 2010 года.
Пенсионные накопления россиян находятся в доверительном управлении государственной управляющей компании «Внешэкономбанк», если ими не подавалось заявление о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.
Извещения граждан-участников Программы государственного софинансирования пенсии также содержат сведения о сумме дополнительных взносов, которые гражданин перечислил в 2010 году на накопительную часть трудовой пенсии в рамках Программы, сумме софинансирования государства и сумме взноса работодателя, если он выступал третьей стороной в Программе.
Владелицы материнского капитала, направившие его на увеличение накопительной части будущей пенсии, также получат информацию, подтверждающую поступление этих средств в фонд их будущей пенсии.
В октябре-ноябре 2011 года Пенсионный фонд России приступит ко второму этапу рассылки извещений. Начнется печать и рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан, не имеющих накопительной части пенсии – это граждане, у которых в индивидуальном лицевом счете отражены только страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии.
При этом ПФР стремится развивать более современные и удобные способы информирования граждан о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Уже сейчас можно получить информацию о состоянии своего счета в электронной форме через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения, а также через Единый портал государственных услуг www.gosuslugi.ru. В 2010 году 4 миллиона россиян самостоятельно получили информацию о состоянии своего «пенсионного» счета в электронном виде через Единый портал госуслуг или кредитные организации. С первого получения извещения о состоянии индивидуального лицевого счета через кредитную организацию или портал госуслуг Пенсионный фонд России прекращает направление извещений в бумажном виде через «Почту России». Это делается в целях экономии финансовых средств.
Помимо этого можно получить полную выписку из своего индивидуального лицевого счета в территориальном органе ПФР по месту жительства.
В случае отсутствия письма из Пенсионного фонда России в 2011 году, необходимо обратится в орган ПФР по месту жительства или месту пребывания. Основная причина неполучения писем из ПФР – изменения адреса места жительства или пребывания гражданина. Адреса формируются на основании данных, предоставляемых работодателями, и при отсутствии внесения изменений в базу данных, письма отсылаются по старым адресам. Необходимо сообщить новый адрес непосредственно в ПФР или работодателю. Это можно сделать и через направление обращения в ПФР своего региона через сайт ПФР.
Пенсионный фонд рекомендует внимательно читать и хранить все письма из Пенсионного фонда. Главная цель этих писем – предоставление гражданину информации об уплате работодателями страховых взносов, из которых формируется пенсионный капитал будущей пенсии. Если в полученном письме содержится информация, что в 2010 году работодатель не заплатил или заплатил неполную сумму причитающихся страховых взносов, то это должно стать серьезным поводом для разговора с работодателем или для обращения в трудовую инспекцию или суд, поскольку пенсионный капитал не увеличился и пенсия будет ниже, чем могла бы быть.
Если пенсионные накопления переведены в негосударственный пенсионный фонд, то информация из данного НПФ должна ежегодно направляться гражданину.