Как новгородцам получать услуги от ПФР прямо из дома или офиса, рассказывает заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда России по Новгородской области Татьяна ИСАКОВА.
— Татьяна Леонидовна, электронные услуги Пенсионного фонда в основном ориентированы на молодых. Вряд ли пенсионер зайдет к вам через Интернет. Но зачем это нужно тем, кому до пенсии еще далеко?
— Ошибаетесь. Конечно, пенсионеры — наши основные клиенты. Но сегодня ПФР реализует массу проектов. Это и оформление СНИЛС, и выплата материнского капитала, и ведение базы персонифицированного учета. Получателями этих услуг являются молодые люди. Всего за прошлый год к нам обратились свыше 270 тысяч человек, практически каждый третий житель области.
— Вы хотите сказать, что собираете все сведения, необходимые для начисления пенсии?
— Именно! Как только молодой человек вступает в трудовые отношения, у него начинают формироваться пенсионные права. Но здесь в первую очередь важны официальное трудоустройство, размер зарплаты, стаж. Ведь эту информацию в ПФР передает работодатель, а страховые взносы высчитывает не из зарплаты работника, а из общего фонда оплаты труда предприятия: они не отражаются в «зарплатных» листках, как налоги. Поэтому очень важно самому контролировать эту ситуацию. Платят за вас взносы или нет, в полном ли размере? И сделать это можно, периодически получая от ПФР сведения с индивидуального лицевого счета.
— Насколько это уже распространено у нас?
— В Новгородской области сотрудники ПФР ведут такие счета на 850 тысяч человек. И каждый, кто сегодня трудится, может через Личный кабинет на сайте ПФР получить информацию о стаже, заработке и уплаченных взносах. Потом именно из этих составляющих и будет складываться пенсия. И если какое-то звено выпадает, человек лишается части пенсионных прав, что неминуемо отражается на размере его пенсии в будущем. Чтобы этого не произошло, ПФР и предоставляет всем возможность контролировать действия работодателя онлайн, а не перед выходом на пенсию.
— Зачем молодым заводить свой Личный кабинет в ПФР — понятно, а какая польза в нем для пенсионеров?
— Преимущество в том, что пожилым людям теперь не надо тратить время на хождение по кабинетам и очереди. Можно зайти на сайт с домашнего компьютера и назначить себе пенсию, получить информацию о ее размере, заказать справку о выплатах, произведенных за тот или иной период. И кстати, новгородские пенсионеры все активнее пользуются именно электронными услугами.
— А как активны молодые мамы, получающие сертификат на материнский капитал?
— Когда в прошлом году ПФР выплачивал единовременные выплаты из средств капитала в размере 25 тысяч рублей, более 50% заявлений поступило к нам через Интернет. Ранее за аналогичной выплатой выстраивалась очередь. Теперь мамы подают заявление через сайт и получают деньги на счет. Никаких документов дополнительно не требуется. Правда, если вы направляете средства маткапитала на приобретение жилья в ипотеку, договор займа придется принести лично. Но все равно записаться на прием и подать заявление, чтобы вас уже ждали, удобнее заранее, через Интернет.
— Татьяна Леонидовна, какие еще услуги можно получить через Интернет?
— Все электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда — es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним — с регистрацией или без регистрации.
— То есть регистрация необязательна?
— Регистрация требуется, если получение услуги связано с предоставлением персональных данных. Тогда необходимо воспользоваться Личным кабинетом гражданина. Своеобразным ключом от кабинета является подтвержденная учетная запись на едином портале госуслуг (ЕСИА). Дополнительно регистрироваться на сайте Пенсионного фонда уже не надо.
— А каковы сроки получения электронных услуг?
— Если это сервисы информирования, сведения можно получить в режиме реального времени. Что касается непосредственно государственных услуг, предельные сроки определены законом, и они такие же, как при личном визите. Большинство услуг, которые оказывает Пенсионный фонд, относятся к категории «сложных». Мы обязаны проверять поступающие сведения, запрашивать информацию у других ведомств.