В соответствии с действующим законодательством пенсионные права граждан формируются в рамках обязательного пенсионного страхования за счет уплаты работодателем страховых взносов за своих работников.
Пенсия граждан разных возрастных категорий формируется по-разному. У граждан старше 1967 года рождения формируется страховая часть пенсии за счет страховых взносов уплачиваемых страхователем: на её формирование направляется весь индивидуальный тариф, составляющий 16%. Напомню, что тариф страховых взносов в Пенсионный фонд составляет 22%, при этом 6% - солидарная часть тарифа, направляется на выплату фиксированного базового размера.
У граждан 1967 года рождения и моложе формируется не только страховая пенсия, но и накопительная за счет уплаты страхователем взносов на накопительную часть пенсии в размере 6% от индивидуального тарифа.
Сумма страховых взносов отражается на индивидуальных лицевых счетах граждан и будет учитываться для расчета пенсии. Страховые взносы, перечисляемые на страховую часть пенсии, все идут в пенсионную систему и фиксируются на лицевых счетах граждан, а взносы на накопительную часть каждый их владелец может направить в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию (частную или государственную) с целью их «прироста».
К сожалению, уровень доходности ряда компаний, работающих с пенсионными накоплениями граждан, а также степень защищенности пенсионных накоплений от финансовых рисков и неудач на финансовом рынке были не очень высоки. К этому выводу пришли органы власти, проанализировав степень эффективности работы накопительного элемента за прошедший с момента его введения период (с 2002 года) и деятельность негосударственных пенсионных фондов в сфере обязательного пенсионного страхования. По итогам 2004-2012 годов реальный прирост пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах ниже уровня инфляции за данный период. В двадцати самых крупных негосударственных пенсионных фондах, в которых сосредоточено более 70% пенсионных накоплений, средний показатель прироста составил от 2% до 8,3% в год при среднем показателе уровня инфляции за этот период – 9,65% в год. Были случаи, когда негосударственный пенсионный фонд не мог выполнить своих обязательств перед гражданами не только по преумножению, но и по сохранности его средств в полном объеме, и пенсионные накопления «уходили» в минус. Некоторые из НПФ даже лишились лицензии на ведение деятельности в рамках обязательного пенсионного страхования. Только в 2014 году уже 4 НПФ потеряли доверие и лишены возможности работать с пенсионными накоплениями граждан. Всего же таких НПФ порядка 20. И это при том, что сегодня в накопительной системе у негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний накоплено более двух с половиной триллионов рублей, которыми они управляют, но которые не приносят существенного реального дохода гражданам – их истинным владельцам.
Государству необходимо было принимать решение в отношении низкого уровня эффективности накопительного элемента. На 2014 год было принято решение, что все страховые взносы в рамках обязательного пенсионного страхования в текущем году будут направлены в ПФР на формирование страховой пенсии будущих пенсионеров. Данные отчисления отразятся на индивидуальных лицевых счетах граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Сами взносы идут на выплату пенсий действующим пенсионерам: таким образом реализуется принцип солидарности поколений, лежащий в основе нашей пенсионной системы. При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство Российской Федерации приняло решение и в 2015 году средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направить в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии.
Следует отметить, что сумма страховых взносов на страховую часть пенсии подлежит ежегодной индексации государством исходя из уровня инфляции. Таким образом, страховая пенсия полностью защищена от инфляции, так как индекс увеличения расчетного пенсионного капитала всегда выше утвержденного уровня инфляции. Это можно проследить на примере индексаций нескольких последних лет:
2014г. – 8,3%
2013г. – 10,1%
2012г. – 10,65%
2011г. – 8,8%
2010г. – 14,27%
Как показывает практика, такой механизм позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает сегодня инвестирование средств пенсионных накоплений большей части компаний.
Негосударственным же пенсионным фондам предписано пройти ряд процедур, предусмотренных законодательством, по созданию системы гарантирования сохранности средств пенсионных накоплений, в срок до 2016 года. На сегодняшний день только 21 НПФ из более чем сотни получили соответствующую лицензию от Банка России на работу с пенсионными накоплениями граждан.
Все пенсионные накопления граждан, сформированные за предыдущие годы, в том числе и в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, при этом не «исчезнут». Они будут выплачены в полном объеме при наступлении страхового случая (т.е. при установлении пенсии). До этого момента их владелец также может продолжать ими управлять через УК или НПФ, даже, если с 2016 года он откажется от дальнейшего формирования пенсионных накоплений в рамках обязательного пенсионного страхования. Напомню, такую возможность россиянам предоставило новое пенсионное законодательство, предусматривающее возможность граждан отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений в пользу страховой пенсии. Сегодня Правительством РФ рассматривается вопрос о статусе пенсионных накоплений с последующим переводом накопительной части в сферу добровольного пенсионного страхования, как это установлено в большинстве стран.