По итогам 1 квартала текущего года россияне подали порядка 16 тысяч заявлений о смене страховщика. Почти все они о досрочном переводе.
В соответствии с действующим законодательством граждане, вправе передавать средства пенсионных накоплений от одного страховщика другому для инвестирования на финансовом рынке с целью получения инвестдохода. Страховщиком может быть Пенсионный фонд России или НПФ, входящий в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
Выбор страховщика – это личное решение каждого гражданина. Для эффективного управления своими пенсионными накоплениями, и чтобы не потерять инвестиционный доход необходимо соблюдать определенные правила перевода средств пенсионных накоплений.
С 2015 года гражданин может поменять одного страховщика на другого (один пенсионный фонд на другой) без потери дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, только один раз в пять лет. При досрочном переходе, в случае отрицательного результата инвестирования средства передаются вообще с уменьшением средств пенсионных накоплений на сумму инвестиционного убытка. Потерь инвестиционного дохода можно избежать, если менять страховщика пенсионных накоплений не чаще чем раз в 5 лет, поэтому необходимо принимать взвешенное решение по данному вопросу.
Для того чтобы узнать, в каком году переводились средства пенсионных накоплений новому страховщику, и когда произведена последняя фиксация средств (для отчета 5-летнего срока), достаточно на сайте ПФР или портале госуслуг заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета, в которой и отображается данная информация.
Ещё одной важной информацией для гражданина при переводе средств пенсионных накоплений является вопрос: кто сейчас управляет Вашими пенсионными накоплениями? Знать, кто является вашим страховщиком и управляет пенсионными накоплениями очень важно: именно он будет выплачивать накопительную пенсию, когда вы достигнете пенсионного возраста. Если к моменту установления пенсии Ваши накопления в ПФР, то накопительную пенсию будет выплачивать Пенсионный фонд, если же они в НПФ, то пенсионные накопления будет выплачивать именно тот негосударственный пенсионный фонд, кому вы их передали в управление.
Данную информацию можно получить как непосредственно в территориальном управлении ПФР, обратившись лично, так и через Личный кабинет на сайте ПФР. В Личном кабинете гражданина открыт дополнительный сервис, позволяющий в один клик получить информацию об организации (страховщике), в которой вы формируете свои пенсионные накопления.
Для перевода средств, если было принято такое решение, необходимы и договор, и заявление. Заявление о переводе средств пенсионных накоплений можно подать лично и в электронном виде. Для этого можно обратиться в клиентскую службу ПФР или подать его через Интернет в личном кабинете на портале госуслуг. 80% заявлений в 1 квартале подано именно через ЕПГУ. Электронное заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. При большом потоке электронных заявлений может происходить «зависание» системы. В этом случае можно повторить попытку или подать заявление лично в ближайший офис ПФР.
С 1 января 2019 года заявления о переходах можно подавать только лично или через представителя, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности, либо через Единый портал государственных услуг. В заявлениях необходимо указывать контактную информацию для связи с гражданином. Заявления о переходах подаются не позднее 1 декабря, чтобы у граждан была возможность до конца года пересмотреть свое решение о смене страховщика. В этом случае можно подать уведомление об отказе.