С 1 квартала текущего года работодатели должны подавать сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное и медицинское страхование за своих работников, а также сведения по персонифицированному учету по новой, Единой форме отчетности.
Прием отчетности завершился 15 мая. С какими сложностями столкнулись работодатели? Отвечают начальники отделов Омского отделения ПФР Е.П. Сергеева и Е.А. Кузнецова.
- Как определить, какой дополнительный тариф страховых взносов необходимо применять?
- Размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).
Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах (ч. 1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, пп. 1 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в пп.пп. 2-18 п. 1 ст. 27 закона о пенсиях, используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.
Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах. Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.
В то же время в ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ указано, что результаты ранее проведенной аттестации применяются при определении размера дополнительных тарифов по ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными.
Основываясь на этом, Минтруд России разъясняет следующее. Если по результатам аттестации условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то взносы начисляются по тарифам, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 58.3 закона о страховых взносах – соответственно по 6% и 4% (в 2014 году). То есть тариф 0%, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 закона о страховых взносах, к ним не применяется. Напомним, что такой же вывод ранее был сделан ПФР в письме от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707.
- Каким образом будут применяться санкции за нарушение срока представления формы РСВ-1 ПФР, содержащей в себе сведения персонифицированного учета?
- Начиная с отчетности за I квартал 2014 г., страхователи представляют в Пенсионный фонд лишь расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в состав которого входит и персонифицированная отчетность.
Но в законодательстве остался как штраф за непредставление расчета (ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ), так и штраф за непредставление индивидуальных сведений (ст. 17 Закона о персонифицированном учете). В связи с этим возникает вопрос: каким образом будут налагаться санкции за нарушение срока представления формы РСВ-1 ПФР, содержащей в себе сведения персонифицированного учета?
Минтруд России в письме от 04.04.2014 № 17-3/В-138 разъяснил порядок привлечения к ответственности при нарушении сроков сдачи расчета по новой форме РСВ-1 ПФР, которая теперь содержит и сведения персонифицированного учета.
Поскольку с 1 января 2014 г. сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Законом № 212-ФЗ срок.
Поэтому за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Закона № 212-ФЗ.
В отношении штрафов, упомянутых в ст. 17 Закона о персонифицированном учете, Минтруд России разъяснил, что они (штрафы) налагаются за представление с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.
В случае представления плательщиками неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Закона о персонифицированном учете применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.
Из разъяснений Минтруда России в письме от 04.04.2014 № 17-3/В-138 можно сделать следующие выводы:
1. Если сведения индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в форме РСВ-1 ПФР, достоверны, и компания просто не вовремя представила ее в Пенсионный фонд, ее ждет штраф только по ст. 46 Закона № 212-ФЗ.
2. Если расчет по форме РСВ-1 ПФР представлен вовремя, но специалисты органа контроля считают, что индивидуальные сведения персонифицированного учета, содержащиеся в расчете, недостоверны, компании грозит штраф по ст. 17 Закона о персонифицированном учете. При этом оштрафовать компанию можно только через суд.
3. Если же и форма РСВ-1 ПФР представлена с опозданием, и содержащиеся в ней сведения персонифицированного учета недостоверны, компания будет оштрафована специалистами органа контроля по ст. 46 Закона № 212-ФЗ за нарушение срока сдачи расчета, и через суд - по ст. 17 Закона о персонифицированном учете за недостоверность представленных сведений.
- Если в расчетном периоде работник осуществлял трудовую деятельность дополнительно по гражданско-правовому договору, как правильно сформировать на него раздел 6?
- В 2013 году при условии наличия у застрахованного лица разных кодов категории (например, наемный работник и инвалид) или разных типов договоров (трудового и гражданско-правового), на него формировались разные формы, комплектуемые в разные пачки.
При формировании отчетности с 2014 года сведения с разными кодами категории застрахованного лица комплектуются в одну пачку.
Кроме того, ввиду отсутствия реквизита «Тип договора», разделение пачек и форм по указанному типу отсутствует. При этом в подразделе 6.4 выделяется база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, по гражданско-правовым договорам.
В случае осуществления трудовой деятельности как по трудовому, так и по гражданско-правовому договорам, в подразделе 6.8 периоды работы по трудовому и гражданско-правовому договору указываются разными строками стажа. При этом период стажа в рамках гражданско-правового договора заполняется с отражением кода «ДОГОВОР» или «НЕОПЛДОГ» в графе 7 подраздела 6.8.
- Каким образом будут предоставляться корректирующие формы в составе единой отчетности?
- Аналогично прошлым расчетным периодам, сведения, корректирующие данные за предыдущие расчетные периоды, представляются вместе со сведениями «исходные» за период, в котором корректируются данные.
Корректирующие сведения представляются по формам представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, действующим в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Таким образом, при корректировке за периоды с 2014 года представляются корректирующие сведения - разделы 6, за корректируемые периоды с 2010 года – при отражении в подразделе 6.6 информации о периоде, за который производится корректировка, и сумм доначисленных страховых взносов, дополнительно формируются корректирующие формы СЗВ-6-1(2) или СЗВ-6-4.
При этом в разделе 2.5.2 отражаются данные по каждой пачке документов корректирующих сведений.