Первого января 2010 года вступают в силу новые законы, направленные на дальнейшее совершенствование пенсионной системы. Будущие преобразования не являются реформой пенсионной системы. Речь идет о ее совершенствовании в интересах граждан страны, так как основной целью всех преобразований является повышение пенсионного обеспечения нынешних и будущих пенсионеров.
1) Валоризация пенсий
С 1 января 2010 будет произведено увеличение размеров трудовых пенсий через повышение (валоризацию) пенсионных прав граждан, приобретенных ими до 01.01.2002. Страховая часть пенсии всех граждан, работавших до начала 2002 года будет проиндексирована на 10 %, а также на 1 % за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. При этом продолжительность указанного общего трудового стажа ограничению не подлежит.
Для каждого гражданина повышение пенсионных прав будет осуществлено индивидуально в зависимости от трудового стажа. Пенсионные права граждан до 1 января 2002 года, отражены в размере страховой части трудовой пенсии, поэтому у пенсионеров увеличению будет подлежать только страховая часть трудовой пенсии. В среднем, рост общей трудовой пенсии по старости в результате валоризации составит:
-
Пенсионеры до 60 лет - на 738 рублей
-
61-70 лет - на 1313 рублей
-
71 - 80 лет — на 1648 рублей
-
старше 80 лет - на 1732 рубля.
Валоризация носит беззаявительный характер. Перерасчет размера пенсий будет производиться ПФР в автоматическом режиме с учетом всех имеющихся в пенсионном деле документов.
Личное присутствие гражданина потребуется только в том случае, если он выразит желание включить в пенсионное дело дополнительные годы трудового советского стажа, неучтенные ранее. Это в основном касается тех, то отработал более 45 лет (для мужчин) и более 40 лет (для женщин), поскольку именно этот стаж был предельным в СССР для расчета пенсии и многие не считали необходимым подтверждать стаж сверх этого срока
2) Повышение пенсий до уровня минимального прожиточного уровня
С 2010 года будет законодательно установлено, что сумма пенсии и социальных выплат (ЕДВ, региональные надбавки к пенсии и др.), причитающихся пенсионеру, должна быть не меньше официального прожиточного минимального уровня пенсионера, установленного в регионе по его месту жительства или пребывания. Для этого неработающим пенсионерам, у которых совокупный объем социальных выплат, меньше прожиточного минимума, будет назначаться федеральная и (или) региональная социальная доплата к пенсии.
3) Установление пенсии по инвалидности в зависимости от группы инвалидности
С 2010 года пенсия инвалидам будет устанавливаться в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения трудоспособности, как было ранее. Это позволит увеличить размер пенсии тем, кто получает сегодня пенсию по инвалидности,а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.
4) Стимулирование более позднего выхода на пенсию
Государство будет поощрять более поздний выход работников на пенсию без директивного увеличения пенсионного возраста. За точку отчета берется трудовой стаж – 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин. За каждый год переработки фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет увеличен на 6%, а если человек отработал меньше этой нормативной величины, то будет уменьшен на 3% за каждый неотработанный год.
5) Объединение базовой и страховой части пенсии
С 2010 года базовая часть трудовой пенсии по старости, по случаю инвалидности, потере кормильца будет объединена со страховой. В результате у лиц, родившихся после 1967 года, трудовая пенсия будет состоять из страховой и накопительной частей, у более старших граждан – только из страховой.
Объединение базовой и страховой частей пенсии не повлияет на размер пенсии и не требует каких- либо действий со стороны работников и пенсионеров.
Фиксированный базовый размер страховой части пенсии будет соответствовать размерам базовых частей трудовой пенсии установленных на 31.12.2009 в зависимости от вида пенсии. Индексация фиксированного размера будет производиться постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от роста средней заработной платы по стране и доходов ПФР.