Отделение ПФР по Приморскому краю приняло участие в заседании «круглого стола», прошедшего по инициативе Приморского отделения Всероссийской организации «ОПОРА России». В ходе заседания обсуждались вопросы, связанные с деятельностью малого предпринимательства.
С информацией об изменениях в 2013 году тарифа уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуальных предпринимателей выступила Ирина Хороняк, начальник отдела организации администрирования страховых взносов краевого отделения ПФР.
В своем выступлении она отметила, что с 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и уплачивающих страховые взносы за себя, изменилась величина страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (СВ на ОПС и ОМС), а именно страховая нагрузка самозанятых граждан рассчитывается в виде фиксированного страхового взноса, исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году. Так, если до 01.01.2013 года в совокупности она составляла 17 208,25 рублей в год или 4 302,06 рубля в квартал, то в 2013 году –35 664,66 рублей в год или 8 916,17 рублей в квартал.
Изменение тарифной политики для самозанятых граждан обусловлено недостатками существующей системы формирования их пенсионных прав. В настоящее время они не могут сформировать пенсионные права в объеме, соответствующем объему прав граждан, занятых по найму. (база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, устанавливается в отношении каждого физического лица в сумме, не превышающей в 2012г. – 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, а в 2013г. – 568 000 руб.) При этом расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование пенсионных выплат самозанятым гражданам значительно превышают их страховые платежи на обязательное пенсионное страхование. В этой связи данные расходы финансируются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников и трансфертов из федерального бюджета.
Для создания в отношении самозанятых граждан объективных условий формирования пенсионных прав, соотносимых с правами наемных работников, предлагается поэтапное приведение размера уплачиваемых самозанятыми гражданами страховых платежей в соответствие с уровнем пенсионных выплат (не менее величины прожиточного минимума пенсионера). Это позволит повысить пенсионные права самозанятых граждан.
Кроме того, для данной категории граждан в долгосрочной перспективе предусматривается возможность формирования пенсионных прав исходя из уровня пенсионного обеспечения для наемных работников при уплате ими соответствующего тарифа страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которые вступили в силу с 1 января 2013 года.
С 1 января 2013 года для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и уплачивающих страховые взносы за себя, изменилась величина страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование (СВ на ОПС и ОМС), а именно страховая нагрузка самозанятых граждан рассчитывается в виде фиксированного страхового взноса, исходя из двукратного минимального размера оплаты труда в 2013 году. Так, если до 01.01.2013 года в совокупности она составляла 17 208,25 рублей в год или 4 302,06 рубля в квартал, то в 2013 году –35 664,66 рублей в год или 8 916,17 рублей в квартал.
Увеличивая страховую нагрузку индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников и уплачивающих страховые взносы за себя, государство в то же время сделало послабление в части уплаты единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и налога по упрощенной системе налогообложения (УСН). В результате чего при увеличении размера уплачиваемых страховых взносов сокращается сумма обязательных платежей по ЕНВД и по УСН.
Как это происходит?
Налоговое законодательство изменилось таким образом, что если до 2013 года индивидуальный предприниматель имел возможность уменьшить величину начисленного за налоговый период (квартал) ЕНВД на сумму уплаченных за тот же период страховых взносов, но не более, чем на 50% от суммы налога, то с 2013 года он уже может уменьшить всю сумму налога на уплаченные страховые взносы. По УСН законодательство не изменилось, у индивидуального предпринимателя сохранилось право уменьшить размер своего начисленного налога на 100% уплаченных страховых взносов.
Однако уменьшить величину начисленных указанных выше налогов индивидуальные предприниматели могут только в случае фактической уплаты страховых взносов. А это значит, что уплату страховых взносов следует производить ежеквартально равными долями, уменьшая при этом квартальные платежи по другим налогам.
Таким образом, совокупная нагрузка на индивидуального предпринимателя по налоговым платежам и страховым взносам на ОПС и ОМС в 2013 году по сравнению с 2012 годом останется практически неизменной, либо изменится незначительным образом за счет перераспределения уплачиваемой суммы между бюджетами и внебюджетными фондами.
При этом страховые взносы направляются на индивидуальные лицевые счета предпринимателей и напрямую влияют на величину их пенсии.
Кроме того, Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ в статью 14 часть 6 внесены изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а именно: освобождение от исчисления и уплаты страховых взносов за те периоды, в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды:
- прохождения военной службы по призыву;
- ухода за ребенком до полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- проживания супругов военнослужащих в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства;
- проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.