События

Рязанскую область с рабочим визитом посетил Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, председатель Президиума Центрального Правления Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России»  В.В. Рязанский.

Это не первый рабочий визит В.В. Рязанского в наш регион. В 2009 и 2010 гг. Валерий Владимирович неоднократно по приглашению регионального отделения Союза пенсионеров встречался с рязанскими представителями общественных организаций и пенсионерами по вопросам обсуждения совершенствования пенсионной системы. Ключевыми пунктами в обсуждении и разъяснении тогда стали всем известная валоризация, в результате которой была произведена переоценка пенсионных прав граждан, приобретённых до 1991 года, и федеральные социальные доплаты.

Цель визита в этом году – мониторинг актуальных проблем в социальном развитии региона и состояния пенсионного обеспечения, а также разъяснение Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597.

Началом визита стало посещение Отделения Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, в ходе которого В.В. Рязанский провёл совещание с руководством Отделения, начальниками территориальных органов и руководителями структурных подразделений. В совещании приняла участие заместитель председателя Правительства Рязанской области по социальным вопросам Т.Н. Панфилова. С докладом о состоянии пенсионного обеспечения на территории области выступил управляющий отделением ПФР Г.В. Пашин.

Г.В. Пашин доложил собравшимся, что в течение 2012 года задачи по повышению реального уровня пенсионного обеспечения граждан региона и обеспечения полной и своевременной выплаты пенсий Отделением ПФР и его территориальными органами полностью реализованы.

В целях повышения материального обеспечения пенсионеров в 2012 году была произведена индексация трудовых пенсий с февраля на 7% и дополнительно с апреля на 3,41%. Одновременно с апреля были проиндексированы социальные пенсии на 14,1%.

С 1 августа  2012 года была произведена корректировка  более 104 тысяч трудовых пенсий, в результате которой средний размер увеличения страховой части трудовой пенсии составил 133,6 руб.

После проведённых в 2012 году индексаций и перерасчетов средний размер трудовой пенсии по старости в Рязанской области составил 9337,9 рубля. Трудовые пенсии по старости в среднем выросли на 894,12 рублей (10,6%), социальные пенсии — на 669,94 рублей (14,1%).

 При этом минимальный уровень пенсионного обеспечения с учётом предоставляемых мер социальной поддержки и установления федеральной социальной доплаты к пенсии у неработающих пенсионеров поддерживается на уровне регионального прожиточного минимума пенсионера, который в Рязанской области в 2012 году составляет 5172 рубля.

С заявлениями  о назначении выплат за счет средств пенсионных накоплений в территориальные органы ПФР обратилось 8497 человек. Количество вынесенных решений о назначении выплат накопительных средств – 5943. Средний размер выплат составил 6716 рублей.

Для оценки перспективы развития пенсионной системы в Рязанской области Геннадий Васильевич  подробно рассказал  на конкретных аспектах, характеризующих соотношение ключевых факторов в системе демографических и социальных показателей.

Общедоступной является информация о том, что население «стареет». Как следствие снижения численности населения в трудоспособном возрасте, в течение прогнозного периода не удастся избежать снижения численности наемных работников, которое составит 1,4 тыс. человек (до 354,6 тыс. человек). К 2019 году численность наемных работников в области сравняется с численностью получателей трудовой пенсии, а в 2020 году численность трудовых пенсионеров превысит численность наемных работников на 2,2 тыс. человек (356,8 тыс. человек). Работающие пенсионеры из общей численности пенсионеров в настоящее время составляют 88 тыс., или 33%.

Рязанская область является дотационным регионом. Финансирование страховой части трудовой пенсии в области за 1 полугодие 2012 года составляет 44,8% за счет собственных источников. 

По итогам  доклада Г.В. Пашина В.В. Рязанский отметил, что проблема зависимости бюджета ПФР  от дотаций является актуальной не только для Рязанской области. Демографические и ещё имеющиеся социальные проблемы обуславливают неизбежность использования дополнительных источников финансирования для выполнения всех социальных обязательств.

При этом перед социальной политикой государства в аспекте пенсионного обеспечения стоят важнейшие объективно сложившиеся задачи обеспечения: 40%-ного коэффициента замещения заработка трудовой пенсией по старости  (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате) и приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах; минимальных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; адекватного уровня страховой нагрузки на работодателей с тарифом, единым для всех категорий страхователей; обеспечения сбалансированности формируемых пенсионных прав с источниками их финансирования; повышения эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

Существующая ныне модель пенсионного обеспечения в настоящее время позволяет выполнять социальные гарантии, но, как любая действующая система, она должна развиваться дальше с учётом ряда проблем, в числе которых

  • несоответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения,

 (Сегодня платеж в ПФР индивидуальных предпринимателей, нотариусов, фермеров и т.д. рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными).

  • проблема финасирования досрочных пенсий,

 (В настоящее время финансирование пенсий пенсионерам-досрочникам осуществляется не за счет дополнительных страховых взносов работодателей, а за счет общих доходов бюджета ПФР (т.е. из взносов за всех работающих граждан, в т.ч. и тех, кто на досрочную пенсию не пойдет). При этом, работодатели не заинтересованы в сокращении рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, потому что работники получают льготную пенсию, которая самим работодателям ничего не стоит. Кроме того, право на досрочную  пенсию получают и те граждане, вред здоровью которых за время работы не нанесен, но их профессия включена в Списки № 1 и № 2 (вредных и опасных производств). К сведению: 75% пенсионеров - «досрочников» (2,4 миллиона человек)продолжают работать после назначения им пенсии).

  • проблема эффективности накопительной системы.

(Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений в России показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются  снижение пенсионных прав граждан, принудительно включенных в обязательную накопительную систему, по сравнению с правами, формирующимися в распределительной системе и недостаточная финансовая устойчивость негосударственных пенсионных фондов и возрастающие по мере увеличения объемов пенсионных накоплений риски, связанные с обеспечением пенсионных выплат. К примеру, при прочих равных условиях расчетный размер трудовой пенсии по старости у гражданина 1966 года рождения (не имеющего пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию) будет на 2 987 руб. (на 13,8) выше, чем у гражданина 1967 года (за которого работодатель отчислял страховые взносы на накопительную часть пенсии по ОПС).

Реализация Стратегии позволит обеспечить достойный уровень пенсий гражданам на основе принципа социальной справедливости. В результате формируется понятная и прозрачная пенсионная система, позволяющая гражданам выбирать наиболее приемлемую для них пенсионную стратегию.

В число основных направлений реализации Стратегии входит  совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип - обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий работодателей на приемлемом уровне. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для самозанятого населения. Сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера труда и составляет 14,3 тыс руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

Также важное значение будет иметь реформирование института досрочных пенсий. Стратегия предусматривает установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда.

В Стратегии предлагается экономически стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, а также изменить ситуацию, когда право на получение досрочных пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников и когда издержки по обеспечению прав отдельных граждан на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Дополнительный тариф страховых взносов для страхователей в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 1, на 2013 год - 4%, на 2014 год - 6%, на 2015 год - 9%,  а в отношении выплат лицам, работающим на рабочих местах, включенных в Список № 2 и в "малые списки", на 2013 год - 2%,  на 2014 год - 4%, на 2015 год - 6%.

При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохраняются льготы и компенсации.

Предлагается также на основе положений, зафиксированных в коллективных договорах либо трудовых договорах, создать систему социальных гарантий в части, касающейся добровольного пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения для формирования дополнительных пенсионных прав этих работников либо установления им надбавок к заработной плате, либо предоставления иных видов социальных гарантий и компенсаций. При реализации этого подхода работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере.

В качестве дополнительной гарантии для работников, занятых на рабочих местах, включенных в Списки, предлагается продлить срок действия Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений.

В условиях перехода на «эффективный контракт» в отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.

Для восстановления пенсионных прав застрахованных лиц и снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы в среднесрочной перспективе Стратегия предлагает рассмотреть вопрос об оптимизации до 2% тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы и направлении 4% в солидарную часть пенсии, о предоставлении в последующем застрахованным лицам права самостоятельного выбора в отношении 2% тарифа страховых взносов: остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера или формировать свои пенсионные права в рамках накопительной системы, о поэтапном переводе накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования в систему добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, о стимулировании работников к уплате дополнительных страховых взносов из их заработной платы в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.

При этом все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются и продолжают реализовываться в установленном порядке, а накопленные средства не изымаются.

Для реализации корпоративных пенсионных систем Стратегией предусматривается установление требований по стандартизации финансовых пенсионных продуктов, контролю и надзору за ними, а также налоговых льгот для финансирования пенсионных выплат. Корпоративное пенсионное обеспечение будет осуществляться на основании договора о корпоративной пенсионной программе (пенсионном продукте).

Такая система обеспечит большую защищенность пенсионных прав работника, гарантию доходности накоплений и контроль со стороны государства.

Основным принципом совершенствования системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом личного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера, то есть размер пенсии будет зависеть от участия граждан в распределительной составляющей пенсионной системы и стажа работы.

В рамках новой системы должен обеспечиваться коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.

При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Предлагается на переходный период производить расчет трудовой пенсии исходя из нормативного стажа. В долгосрочной перспективе с учетом изменений демографической ситуации предусмотрено доведение нормативной продолжительности трудового стажа до уровня, обеспечивающего сбалансированность прав и обязательств (в современных демографических параметрах при 40 годах нормативного стажа уплаты страховых взносов).

В целях стимулирования более продолжительной трудовой деятельности для граждан, принявших решение работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предусмотреть ее установление в более высоком размере за счет введения льготного порядка перерасчета пенсионных прав.

В.В. Рязанский обратил особое внимание на то, что стратегия НЕ СОДЕРЖИТ предложений по повышению общеустановленного пенсионного возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

В долгосрочной перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан к трудовой деятельности  будет создан механизм по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам исходя из уровня оплаты труда.

В.В. Рязанский выразил надежду на то, что реализация стратегии, касающаяся скорее будущих, чем нынешних пенсионеров,  позволит эффективно решить задачи гарантирования социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы.

Следующим пунктом программы визита стали встречи с пенсионерами г. Рязани и Старожиловского района Рязанской области, в ходе которых В.В. Рязанский ответил на вопросы представителей старшего поколения о пенсиях и социальных выплатах.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ