Интервью председателя Правления ПФР А.В. Дроздова.
- Антон Викторович, c 2002 года пенсионная система в России претерпевает разного рода изменения. На Ваш взгляд, в нынешнем варианте она близка к совершенству?
- Госдума сейчас рассматривает пакет законопроектов, корректирующих и развивающих пенсионную систему. Я уверен, что в результате их принятия она станет более простой, логичной, справедливой и, самое главное - сбалансированной. Она станет более совершенной, но, как известно, совершенству нет предела.
- В чем суть этих законопроектов и что они меняют в пенсионной системе?
- Новые законы укрепят страховые принципы пенсионной системы, создадут серьезные предпосылки для ее долгосрочной сбалансированности. Сегодня в условиях ЕСН часть пенсии (базовая) уравнительно финансируется из бюджета РФ всем пенсионерам, работающим и неработающим. К этому же привязана и социальная пенсия. В этом случае любое наше движение по повышению базовой части пенсии автоматически означает увеличение бюджетных расходов. Мы посчитали, что при сохранении действующей системы, зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета составила бы к 2020 году более 80%, а к 2030 году - более 90% и в этом случае уже невозможно бы было говорить о какой-то сбалансированности системы. Поэтому одно из предлагаемых нововведений - объединить воедино базовую и страховую часть пенсии и финансировать их за счет страховых взносов, поступающих от работодателей в бюджет ПФР.
Для того, чтобы увеличить пенсию и одновременно не разбалансировать пенсионную систему, принято решение перейти на страховые взносы с 2010 года, отменив ЕСН с его регрессивной шкалой, которая не пересматривалась последние пять лет.
Вместо ЕСН работодатели будут уплачивать страховой взнос, который будет распределяться между внебюджетными социальными фондами. В 2010 году взнос останется на уровне нынешнего ЕСН - 26% от фонда оплаты труда, из которых 20% будет идти в Пенсионный фонд, остальное распределится между Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования. В 2011 году страховой взнос планируется увеличить до 34% от фонда оплаты труда, из них - 26% в пенсионную систему. Администрировать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование будет Пенсионный фонд Российской Федерации. При установлении страхового тарифа, который, кстати, существенно облегчает расчеты и планирование в пенсионной системе, мы исходили из необходимости повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, а также из того, что в первую очередь доступ к системе обязательного пенсионного страхования смогут получить все, даже не самые богатые люди. Поэтому установлена планка годового заработка в 415 тысяч рублей, с которого будут взиматься страховые взносы. Во всем мире есть подобные ограничения на участие в государственной системе пенсионного страхования. Если гражданин хочет, чтобы его пенсионный капитал пополнялся сверх этого, он должен самостоятельно участвовать в добровольных пенсионных программах.
Результатом введения новых законов станет повышение пенсий до более высоких уровней, переоценка пенсионного капитала, заработанного в советское время, обеспечение минимальной пенсии на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП). Переход на страховой взнос дает возможность более оперативно и точно учитывать пенсионные права людей.
- Так какой же должна быть достойная пенсия у россиян, которые смогут формировать пенсию по новым правилам?
- Мы ориентируемся на международные нормы - 40% от заработка человека, с которого уплачивались взносы на пенсионное страхование, при общем стаже не менее 30 лет. На такой уровень пенсионного обеспечения могут рассчитывать те, кто начал трудовую деятельность после 2002 года.
- А как будут рассчитываться и выплачиваться пенсии нынешним пенсионерам, которые заработали большую часть стажа еще в советские годы и сейчас считают себя незаслуженно обойденными вниманием государства?
- В России несколько миллионов пенсионеров, имеющих советский стаж и незначительно участвовавших в страховой системе. Оценивать их пенсионный капитал, ориентируясь только на страховые взносы, невозможно. Для них установлен отдельный показатель - прожиточный минимум пенсионера. С каждым годом соотношение пенсии с прожиточным минимумом растет. Например, в 2008 году средняя трудовая пенсия в стране была 1,22 ПМП, к концу 2009 года должна достигнуть 1,33 ПМП, а к 2020 году - составить не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера. Чтобы достичь этого уровня, в 2010 году будет проведена так называемая валоризация - денежная переоценка пенсионных прав наших граждан, приобретенных к 1 января 2002 года. Она представляет собой единовременное повышение расчетного пенсионного капитала на 10% плюс один процентный пункт за каждый год трудового стажа, выработанного до 1 января 1991 года. Все последующие индексации будут применяться уже к этому новому "телу" пенсии. Валоризация позволит в первую очередь поднять уровень пенсии наиболее возрастным пенсионерам, особенно тем, кто имеет 40 и более лет "советского" трудового стажа.
- Что Вы могли бы посоветовать молодым людям, которые имеют сегодня, например, 10 лет стажа, чтобы получить достойную пенсию в будущем? Как бы лично Вы действовали в этом случае?
- Молодые люди, я считаю, должны уже сейчас думать о будущей пенсии. В развитых странах это считается хорошим тоном. Первое условие - "белая" зарплата и страховые взносы от работодателя в полном объеме. Как я уже сказал, при наличии 30 лет страхового стажа нынешние молодые люди на пенсии смогут получать до 40% от своего годового заработка, с которого уплачивались страховые взносы. У наших работающих сограждан должно быть желание увеличить пенсионный капитал. Для этого надо участвовать и в добровольных пенсионных программах. Сейчас, кстати, многие предприятия имеют свои программы пенсионного страхования, в рамках которых отчисляют за работника определенные взносы в негосударственный пенсионный фонд. Распространены корпоративные пенсионные программы, где часть взносов платит сам работник. Это второе и третье. Если есть возможность, в таких программах надо обязательно участвовать, это надо принимать во внимание при выборе места работы. И, конечно же, есть программа государственного софинансирования, которая предоставляет всем хорошую возможность удвоить свой взнос в будущую пенсию за счет государства. Человек независимо от возраста может добровольно отчислять в счет будущей пенсии от 2 до 12 тысяч рублей в год, а государство будет добавлять столько же, но не более 12 тысяч рублей в год. Этот механизм будет действовать 10 лет с момента первого взноса, подать заявление можно до 2013 года. Я бы очень рекомендовал такой возможностью воспользоваться, поскольку это выгодно. К примеру, в Германии, государственное софинансирование будущей пенсии считается большой льготой и не всех в эту систему допускают, да и сумма доплат государства скромнее - менее 100 евро в год. А наша программа позволяет не только удвоить свой взнос за счет государства, но и утроить его за счет работодателя. Предприятие тоже может вносить на пенсионный счет работника 12 тысяч рублей в год, получая освобождение от ЕСН на сумму софинансирования. Сейчас все больше компаний включают софинансирование пенсии работников в свой социальный пакет, это привлекает сотрудников. И пятый способ - это управление накопительной частью своей будущей пенсии. Как вы знаете, она инвестируется. Ее можно перевести в частные управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, или оставить под управлением ГУК - Внешэкономбанка.
- Как Вы оцениваете участие россиян в системе государственного софинансирования пенсий, не снизилось ли число заявлений и объемы денежных взносов в условиях кризиса?
- Мы рассчитывали в течение первого года привлечь порядка 1,5 миллиона человек, но уже сейчас, за первые пять месяцев в нее вступило более 1,3 миллиона россиян. Объем взносов от участников превысил 400 миллионов рублей. Мы уверены, что во втором полугодии эта сумма существенно вырастет, так как многие откладывают платежи на конец года. В любом случае, напоминаю, что на государственное софинансирование могут рассчитывать только те участники программы, кто за год внесет не менее 2 тысяч рублей.
- Вопрос об увеличении пенсионного возраста все чаще поднимается в нашей стране с учетом демографического положения. Ваше видение ситуации?
- У правительства сейчас нет планов поднимать пенсионный возраст. Вообще, увеличение пенсионного возраста имеет двойственный эффект. На определенном этапе это дает некоторую экономию бюджетных средств. Но при этом увеличивается пенсия тем, кто вышел на заслуженный отдых позднее, потому что выплаты рассчитываются на меньший срок. Чем человек дольше работает, тем выше его пенсионный капитал, и уже через несколько лет потребуется увеличить нагрузку на работодателей, чтобы выплачивать эти повышенные пенсии. Как правило, страна идет на увеличение пенсионного возраста после анализа существующего положения дел, оценки, сколько людей продолжают после достижения пенсионного возраста работать. Если их доля значительна, то проводятся определенные расчеты и принимается такое решение. Правительство приняло решение идти по другому пути - стимулировать добровольный, более поздний выход на пенсию. Если по достижении пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) и при наличии 30 лет стажа человек не станет обращаться за назначением ему пенсии, а будет продолжать работать, то его пенсионный капитал будет дополнительно увеличиваться на 6% каждый год. И наоборот, "недобор" страхового стажа до 30 лет приведет к уменьшению пенсионного капитала на 3% за каждый год. Эти меры также содержатся в законопроектах, которые сейчас рассматривает Госдума.
- Вопрос доверия граждан системе, наверное, является определяющим для развития накопительной составляющей пенсий. Большинство будущих пенсионеров сегодня остаются "молчунами", их накопления обесцениваются в нынешних экономических условиях. В чем Вы видите выход из ситуации?
- Мне кажется, в большинстве своем люди достаточно четко понимают текущую ситуацию. Во-первых, то, что они "молчат", как раз может означать, что они хотят хранить деньги в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке. Во-вторых, пенсионные системы никогда не были направлены на зарабатывание денег, это консервативные системы. Если взять 15-20-летний период и систему сложных процентов, легко посчитать, что в конце доходность все равно будет достаточно приличная. Поэтому большая часть "молчунов" - это, скорее, демонстрация некоторого консервативного подхода, а не безучастие. Кстати, ГУК в прошлом году показала почти нулевую доходность при падении рынка на 80%. Я считаю, что это неплохой результат. При этом 10% граждан решились на более рискованные вложения, выбрали частные управляющие компании или НПФы. Кроме того, считаю, что такое соотношение говорит также о степени развитости нашего финансового рынка. И здесь как никогда актуальны решения правительства, направленные на создание в России международного финансового центра.
- Как вы оцениваете предложение по "чистке рядов" негосударственных пенсионных фондов, работающих на рынке обязательного пенсионного страхования? Многие из них, не имея достаточного собственного капитала, по свидетельству участников рынка, сегодня просто "проедают" деньги своих клиентов.
- У нас 235 НПФов, имеющих лицензии, в обязательном пенсионном страховании участвует 117, и в них реально размещены деньги накопительной части пенсии граждан, которые эти фонды выбрали. Я считаю, что негосударственные пенсионные фонды должны быть большими и сильными. И если регулятор принимает решения в этом направлении, то они оправданы. Я считаю, что установление с 1 июля 2009 года новых порогов для участия НПФов в обязательном пенсионном страховании в 50 миллионов рублей собственного капитала для тех фондов, у которых истекла лицензия, и 100 миллионов рублей для новичков на этом рынке, правильным вектором движения. По данным ФСФР, 22 НПФа из числа имеющих лицензии, не соответствуют новым требования, при этом только два из них работают с пенсионными деньгами по обязательному страхованию. Поэтому мы считаем, что в данном случае влияние на обязательное пенсионное страхование будет минимальным.
- Большой резонанс имел случай в Тверской области, когда будущие пенсионеры получили уведомления от трансфер-агентов о том, что их средства якобы по их желанию переводятся в НПФы. Как Пенсионный фонд будет предотвращать повторение таких историй в дальнейшем?
- Мы эту ситуацию сейчас разбираем совместно с Национальной ассоциацией пенсионных фондов. За всю историю ПФР не было случаев, чтобы средства накопительной части пенсии переводились бы в НПФ без заявления гражданина. Другой вопрос - как агенты эти заявления получают, а НПФы их проверяют. Компетентные органы также проведут свое расследование, по результатам которого будут сделаны выводы, в том числе, если потребуется, о необходимости изменения законодательства. Ситуация неприятная, она подрывает доверие к НПФам и, мне кажется, что сами фонды должны в первую очередь позаботиться о том, чтобы защитить свою репутацию. Со своей стороны мы будем делать все возможное, чтобы, если гражданин не принимал решения о переводе средств в негосударственный фонд, этого не произошло. Всем, кто незаслуженно пострадал, предоставлена возможность "вернуться на обслуживание" в ПФР уже с начала 2010 года.
- Началось ли размещение временно свободных средств ПФР (накоплений будущих пенсионеров) на депозитах в коммерческих банках?
- Соответствующее постановление правительства было принято 30 марта. Мы сейчас активно готовим пакет документов. Для нас это новая работа. Мы думаем, что с третьего квартала мы начнем размещение. Критерии по отбору банков приняты такие же, как и при размещении средств казначейства. Технология размещения - открытые торги на бирже с установлением ставки отсечения.
- В большинстве стран мира пенсионные фонды занимаются исключительно начислением и выплатой пенсий, но круг ответственности ПФР значительно шире. Почему так происходит и не мешает ли такая ситуация непосредственной работе в сфере пенсионного обеспечения граждан?
- Действительно, порядка 10% выплат, которые осуществляет ПФР, не связаны с пенсиями - это социальные выплаты, материнский капитал и так далее. Это увеличивает нагрузку на фонд. Но с другой стороны - это рациональное стремление государства использовать действующую систему, имеющую технологию персонифицированного учета, опытные кадры и разветвленную сеть отделений по всей стране. Фактически в ПФР есть уникальная учетная база, к которой можно подключить и другие внебюджетные фонды и органы соцзащиты субъектов РФ. Это позволит в конечном итоге более справедливо и адресно распределять и контролировать социальные льготы, а значит, и повысить эффективность социальной политики.