Вопросы пенсионного обеспечения российских граждан входят в
число самых актуальных и обсуждаемых тем среди политиков и в общественных
кругах.
В рамках проводимой государством социальной политики
формируется новая модель обязательного социального страхования.
Пенсионная система страны постепенно приобретает
качества пенсионной структуры европейских стран, где люди получают пенсию,
сформированную ими же. В развитых странах считается хорошим тоном,
когда люди думают о своей будущей
пенсии сегодня.
1. Основные черты современных пенсионных систем.
На сегодняшний момент принципиальное различие современных пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Имеются два основных способа финансирования пенсионных систем:
В распределительных
пенсионных системах реализован принцип солидарности поколений (”вертикальная”
солидарность), при котором работоспособное, более молодое поколение несет на
себе бремя поддержки старшего поколения, которое уже в основном не может
трудиться. В ряде стран, таких как
Франция и Германия распределительные системы сохранились и в наши дни.
2. Накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание
специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в
настоящем и будущем.
Функционирование
накопительного пенсионного обеспечения представляет собой долгосрочный
инвестиционный процесс, состоящий из трех этапов: осуществление вложений в виде
взносов в накопительный пенсионный фонд; инвестирование накопленных пенсионных
денежных средств; проведение регулярной
периодической выплаты пенсий.
Накопительная система существует в Чили.
Конкретное содержание
пенсионной системы в той или иной стране зависит от ее специфических
исторических, политических и финансовых условий.
В большинстве развитых
стран пенсионная система является трехуровневой.
1. Функцией первого
уровня является социальная - защита от бедности. Этот уровень предоставляет
гарантию определенного прожиточного минимума. Реализует данную функцию
государственная социальная распределительная пенсионная система.
2. Функцией второго
уровня является обеспечение потребностей пенсионера на привычном ему уровне.
Этот уровень рассчитан на активно работающее население, стимулируя или обязывая
их к накоплениям в трудоспособном возрасте, направляемым на потребление в
пенсионном возрасте. Реализует данную функцию обязательная пенсионная система,
создаваемая государством или под его контролем.
3. Функцией третьего уровня
является индивидуальное дополнительное добровольное пенсионное обеспечение.
Этот уровень реализуется с помощью страховых компаний, банков, частных
пенсионных и иных фондов. Государство на этом уровне непосредственного участия
обычно не принимает.
Кроме государственного
пенсионного обеспечения в развитых странах мира формируется и система частного
пенсионного страхования, причем строиться последняя как на профессиональной
основе, так и на основе индивидуального накопления.
2. Российская пенсионная система.
Российская пенсионная
система повторила путь мировых систем и до 2002 года существовала как
распределительная. В рамках этой Пенсионной системы пенсии старшим поколениям
выплачивались за счет того, что с доходов работающих граждан в явном или неявном
виде удерживалась определенная часть.
Этот принцип Пенсионной
системы часто называют «солидарностью поколений»: я сегодня работаю и
соглашаюсь отдать некоторую часть своих доходов на содержание сегодняшних
пенсионеров, поскольку надеюсь, что когда я состарюсь, моё содержание возьмёт
на себя будущая.
Но из-за сложившихся в
стране демографических тенденций, когда на каждого пенсионера приходиться все меньшее число работающих
(соответственно, все меньшее число плательщиков пенсионных взносов), государству становилось все сложнее
обеспечить высокий уровень государственного пенсионного обеспечения.
Численность пенсионеров, приходящихся на одного работающего, увеличивалась.
В результате
демографическая ситуация характеризующаяся низким уровнем рождаемости и старением
населения, что к тому же сопровождающаяся смещением соотношения лиц
трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних объективно привела к
ухудшению соотношения работающих граждан (создающих ВВП) и пенсионеров.
В то же одним из основных финансовых источников
существования государственных пенсионных систем являются взносы в систему
социального страхования. Они рассчитываются по отношению к общей величине
заработной платы и составляют в разных странах существенно различную величину
(от 5% в Канаде, до 27% в Италии). В некоторых странах взносы примерно в равной
степени уплачиваются как работником, так и его работодателем (например, в США,
Канаде, Германии, Японии), тогда как в других странах на работодателя ложится
существенно больший объем финансового бремени (например, во Франции, Италии). В
большинстве стран существует некий потолок, выше которого уплата взносов в
пенсионную систему уже не осуществляется.
В нашей стране в разные
периоды существовали различные градации страховых взносов. С 2002 года по 2008 год в из 20% единого
социального налога 14% были обозначены как страховые взносы.
В настоящее время работодатель уплачивает в
ПФР страховые взносы в размере 20% (взамен существовавшего до 31.12.2009
единого социального налога) пропорционально выплачиваемой работнику заработной
плате.
Для застрахованных лиц старше 1967 г. р., уплаченные
страховые взносы в размере 20%, идут на
формирование страховой части пенсии, для
застрахованных лиц 1967г. р. и моложе - 14%
на страховую часть пенсии, оставшиеся 6% - на накопительную.
С 2011 года отчисления
работодателя увеличится до 26 %.
Cо
временем, государству для поддержания
благосостояние пенсионеров на достойном уровне, придется изымать существенно
большую долю заработной платы в качестве платежей в пенсионную систему. А
уровень налоговой нагрузки на работодателя находится уже на пределе, то есть
дальнейшее повышение налогового бремени уже вряд ли возможно.
Все накопленные
проблемы, связанные как с происходящими и ожидаемыми демографическими сдвигами,
дефицитом бюджета и т. д. привели к необходимости реорганизации распределительной пенсионной системы.
Реформа пенсионной системы, начавшаяся в 2002
году, приблизила российскую пенсионную систему к трехуровневой. Был введен
накопительный принцип формирования пенсии с одновременной передачей государства
части полномочий в вопросе формирования будущих пенсий работодателю и
работнику.
Распределительная
система начисления пенсий дополняется накопительной частью и
персонифицированным учетом.
На каждого
застрахованное лицо в базе персонифицированного учета открыт индивидуальный
лицевой счет с уникальным номером. После открытия лицевого счета на руки
застрахованному лицу выдается страховое свидетельство. С момента регистрации
застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования все данные
о стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах отражаются
на его счете. В настоящее время
СНИЛСЗЛ стал универсальным идентификатором как в системе пенсионного
обеспечения так и социальной защиты населения в целом и информационного
взаимодействия ПФР с другими социальными партнерами в социальном обслуживании
граждан. Информационная база
персонифицированного Отделения ПФР по состоянию на 11.10.2010 г. составляет
более 1,2 млн. индивидуальных
лицевых счетов застрахованных лиц.
Были введены три
составляющие пенсии:
- базовая (распределительная) часть пенсии устанавливается в твердом
размере, ее размер зависит от вида пенсии и категории пенсионера. С 2010 г. объединены базовая и
страховая части трудовой пенсии (с 2010 г. фиксированный базовый размер трудовой
пенсии по старости для большинства пенсионеров составил 2тыс. 562 руб.).
- страховая составляющая пенсии основана на принципах зависимости от
уровня заработной платы, складывается из двух условных частей и формируется:
из пенсионных прав гражданина (общий
трудовой стаж и заработок), приобретенных
на дату до 1 января 2002 и страховых
взносов и иных поступлений в ПФР за работника за период с 1 января 2002
года;
- накопительная часть зависит от уровня заработной платы и
самостоятельного накопления граждан.
Все средства фиксируются
на лицевом счете застрахованного лица: в общей части - страховая часть, в
специальной - накопительная.
3. Участие граждан в формировании пенсии.
Следует
отметить, что успешное развитие пенсионной системы невозможно без участия
будущего пенсионера. Практика стран с развитой, устоявшейся и эффективной
пенсионной системой свидетельствует, что в первую очередь необходимо наличие
высокой мотивации самих граждан к активному и осознанному участию в процессе
формирования будущей пенсии.
Государством
в данном направлении принимается ряд законодательных актов. И впервые возможность граждан самостоятельно влиять на
размер своей будущей пенсии впервые на
законодательном уровне закрепляется
Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых
взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке
пенсионных накоплений».
Согласно
данному закону, граждане имеют право участвовать в формировании своих
пенсионных накоплений посредством уплаты дополнительных страховых взносов на
накопительную часть трудовой пенсии, а
государство гарантирует поддержку
в виде софинансирования этих пенсионных
накоплений.
Гражданам,
перечислившим на накопительную часть своей пенсии от 2000 до 12000 руб. в год,
государство удваивает их деньги, которые учитываются в специальной
части индивидуального лицевого счета
застрахованных лиц.
Взносы,
уплаченные участниками Программы в 2009 году,
уже удвоены государством.
Кроме всего сказанного,
в существующей пенсионной системе
существует ряд положительных моментов, одним из которых является возможность
влиять на формирование накопительной части пенсии не только денежными вкладами,
но путем управлениями этими накоплениями. Накопительной частью пенсии может
управлять либо государственная управляющая компания, либо частная.
Гражданам предоставлен выбор той или
иной управляющей компании.
Пропорция между теми,
кто уже в предыдущие годы осознанно выбрал НПФ, и теми, кто оставил свои
пенсионные накопления в государственной управляющей компании, Внешэкономбанке
(ВЭБ), за последние годы составляет 8%
против 92% граждан, имеющих накопительную часть пенсии. При этом только в
прошлом году более 2 млн человек перевели свои пенсионные накопления в НПФы и
частные управляющие компании. Если вновь
вернуться к дополнительным страховым взносам 2009 года, то средства на
софинансирование пенсионных накоплений в сумме 2,5 млрд. руб. Пенсионный фонд
России сначала распределил по пенсионным
счетам 573 тыс. человек, уплативших взносы в рамках Программы, а затем передал
их УК и НПФы. Из них: 1,6 млрд. руб. (65%) – во Внешэкономбанк ,
798 млн. руб. (31%) – в
НПФы ,
79 млн. руб. (3,6%) – в частные управляющие компании.
Соответственно, все
перечисленное выше указывают на необходимость совершенствования действующей
пенсионной системы в части развития накопительной части пенсии с участием граждан в формировании своих
пенсионных накоплений.
Исходя из того, что
процесс становления эффективной пенсионной системы зависит от многочисленных факторов и очень длительный, государством в
данном направлении будут приниматься все новые законы. Но это уже не очередная
реформа, а совершенствование действующей
пенсионной системы.
И сверхзадача, которую
ставит перед собой Пенсионный фонд - это
привить у молодежи и всех работающих россиян новую пенсионную культуру, чтобы
каждый человек смолоду думал о своей будущей пенсии и стремился ее приумножить. Поставленную задачу можно реализовать только
путем повышения финансовой грамотности населения посредством проведения
информационных компаний в средствах массовой информации, финансовых семинаров
для работодателей и работников и т.д.