Правительство РФ направило президенту Владимиру Путину уточненный вариант пенсионной формулы, предполагающий введение с 1 января 2015 года страховой пенсии с фиксированной выплатой и накопительной пенсии.
Соответствующие материалы были направлены главе государства 30 марта за подписью вице-премьера Ольги Голодец, сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" источник, знакомый с документом.
Размер страховой пенсии предлагается определять в зависимости от индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, которые рассчитываются исходя из объема страховых взносов и стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году. Рассчитывать накопительную пенсию предлагается аналогично расчету накопительной части трудовой пенсии.
Таким образом, страховая пенсия на конкретный год в расчете на месяц будет равна индивидуальному пенсионному коэффициенту, умноженному на стоимость одного пенсионного коэффициента в этом году. Индивидуальный пенсионный коэффициент за год страхового стажа предлагается рассчитывать, исходя из соотношения фактически начисленных за год страховых взносов к их нормативному размеру. Стоимость одного пенсионного коэффициента предлагается рассчитывать как отношение объема средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ и трансфертов из федерального бюджета к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам. Утверждаться расчетная стоимость одного пенсионного коэффициента будет законом о бюджете ПФР.
Право на страховую пенсию по старости будут получать граждане, которые как минимум в течение 15 лет платили страховые взносы и у которых сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов составляет не менее 2,3.
При этом будет стимулироваться более поздний выход на пенсию. Так, сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов предлагается увеличивать для тех, кто имеет страховой стаж 35 и более лет - коэффициент 1 для стажа 35 лет и далее 0,1 за каждый год страхового стажа.
К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата в размере, равном действующему фиксированному базовому размеру страховой части трудовой пенсии. В настоящее время такой базовый размер составляет 3,494 тыс. рублей. К нормативному размеру фиксированной выплаты предлагается применять повышающий коэффициент при ее назначении позднее минимального страхового стажа в 15 лет.
Корректировать страховые пенсии предлагается ежегодно с 1 апреля вслед за изменением стоимости пенсионного коэффициента. Индексировать фиксированную выплату предполагается также ежегодно с 1 апреля с учетом уровня инфляции за прошедший год.
При этом предлагается не платить фиксированную выплату к страховой пенсии, пока гражданин работает. Также, если он выполняет оплачиваемую работу после назначения страховой пенсии, то перерасчет ее размера с учетом уплаченных им страховых взносов не делается. Эти две новеллы будут вводиться после пятилетнего переходного периода.
Самозанятым гражданам будет предоставлено право выбирать, платить ли в течение 15 лет фиксированные страховые взносы и иметь пенсию в размере не выше величины прожиточного минимума пенсионера или платить взносы сверх фиксированного размера и получать впоследствии пенсию на уровне пенсий наемных работников.
Финансирование страховых пенсий и фиксированных выплат к ним будет осуществляться за счет общей суммы страховых взносов и трансфертов федерального бюджета в бюджет ПФР.
При этом предлагается закрепить несколько трансфертов из бюджета в ПФР на эти цели: на валоризацию, на "нестраховые" выплаты, на компенсацию выпадающих доходов от снижения тарифа страховых взносов с 26% до 22%, на погребение, компенсацию разницы между начисленными, но не уплаченными страховыми взносами, на компенсацию льготных тарифов, на ухудшение демографической ситуации и неполную уплату страховых взносов за все трудоспособное население.
Тариф отчислений на страховую пенсию сохраняется в действующем размере (22%) с учетом компенсации выпадающих доходов за счет трансферта бюджета РФ.
Для обеспечения финансирования страховых пенсий предлагается ввести уплату минимального размера страхового взноса, который определяется из расчета двукратного минимального размера оплаты труда и тарифа взносов в ПФР, увеличенных в 12 раз.
В дальнейшем предлагается установить такой минимальный размер страхового взноса, чтобы он обеспечивал выплату пенсий в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера. До установления такого взноса недостаток тарифа предлагается возмещать за счет трансферта из федерального бюджета.
Для обеспечения пенсионных прав граждан при неблагоприятной экономической конъюнктуре предлагается создать резерв ПФР, который будет формироваться за счет части дополнительных сверхплановых поступлений при благоприятной экономической конъюнктуре до достижения объема не более 1/6 расходов бюджета ПФР в год. Также в резерв будут направляться средства граждан, принявших решение отсрочить назначение страховой пенсии, для последующего ее повышения, а также средства, сэкономленные от применения специального порядка перерасчета страховых пенсий гражданам, работающим после назначения пенсии.
Индексация страховых пенсий будет осуществляться исходя из стоимости индивидуального пенсионного коэффициента с учетом формирования резерва ПФР, но не ниже уровня инфляции. При недостатке средств резерва на индексацию ее финансирование будет обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета.
Также предлагается с 2015 года не предусматривать права на досрочную пенсию граждан, которые впервые выходят на работу с особыми условиями труда. Заменить досрочные пенсии предлагается дополнительным страхованием на случай возможной утраты заработка из-за досрочной потери профессиональной трудоспособности.
Для педагогических, медицинских и творческих работников предлагается постепенно увеличивать с 2015 года требования к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсий.
По расчетам Минтруда, при реализации всех этих предложений соотношение пенсии и прожиточного уровня пенсионера вырастет со 191% в 2015 году до 267% в 2030 году, а пенсии и средней зарплатой платы, напротив, упадет с 35,6% в 2015 году до 26% в 2030 году. Если же граждане отработают еще пять лет после достижения пенсионного возраста без оформления пенсии, то коэффициент замещения пенсиями их зарплат составит, по расчетам Минтруда, 47,8%.
Министерства не смогли договориться по нескольким вопросам формулы. В частности, нет консенсуса в отношении увеличения предельного размера зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы, до 2,3 средней зарплаты по стране. Таким образом, в расчете на год такой предельный размер зарплаты составил бы 1 млн 005,16 тыс. рублей, в настоящее время он составляет 568 тыс. рублей. Также нет договоренности по введению принципа сохранения покупательной способности пенсии, так как это может потребовать дополнительного увеличения стоимости пенсионного коэффициента. Не определились министерства и с объемами расходов федерального бюджета на финансирование пенсионной системы в краткосрочной перспективе.
Минтруду и другим заинтересованным ведомствам поручено до 1 августа 2013 года провести общественное обсуждение этих предложений, по итогам которого они будут доработаны и представлены в виде законопроекта.