В работе совещания приняли участие представители министерств и ведомств республики, ГАУ «МФЦ РС(Я)». Провел заседание и.о. первого заместителя председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Алексей Стручков.
На сегодняшний день Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в Якутии оказывают 22 государственные услуги, включающие в себя подуслуги. Всего принимается 98 видов заявлений. Предоставление госуслуг Пенсионного фонда осуществляется через территориальную сеть управлений в районах республики и в городе Якутске. В большинстве клиентских служб ПФР прием осуществляется по электронной очереди и предварительной записи. Всего в 2017 году территориальными органами ПФР зарегистрировано 450149 обращений, за 6 месяцев 2018 года – 213623 обращений.
Записаться на прием в территориальный орган ПФР можно не только в самой клиентской службе, но и по телефону либо через сайт Пенсионного фонда. За 2017 год предварительно на прием записались 12593 гражданина, за 6 месяцев 2018 года – 5016.
Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» распоряжением Правительства РФ от 19 января 2018 года № 43-р утвержден Перечень государственных услуг, предоставление которых должно быть организовано по принципу экстерриториальности. В Перечень включены 11 наиболее востребованных государственных услуг Пенсионного фонда, для получения которых подача заявлений, запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления этих услуг осуществляется в любом территориальном органе Пенсионного фонда по выбору заявителя независимо от места жительства.
Уже сегодня ряд услуг предоставляются территориальными органами по данному принципу:
первичная регистрация в системе обязательного пенсионного страхования (выдача СНИЛС), а также выдача дубликата или обмен СНИЛС,
выдача справок о размере пенсий и других социальных выплат,
информирование о состоянии индивидуальных лицевых счетов,
предоставление информации о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (НСУ).
Дистанционный способ предоставления государственных услуг наиболее удобен для якутян.
Электронные сервисы ПФР позволяют гражданам реализовывать свое право не посещая лично органы ПФР. В связи с этим Пенсионный фонд продолжает проводить мероприятия, направленные на обеспечение предоставления наших услуг в электронной форме. На сегодня все наиболее массовые государственные услуги фонда представлены на Едином портале предоставления государственных услуг и в Личном кабинете застрахованного лица на сайте ПФР.
Наблюдается устойчивая положительная динамика увеличения количества граждан, обращающихся за государственными услугами, предоставляемыми в электронном виде. Так, если в 2015 году доля граждан, подавших заявление о назначении и доставке пенсии, по республике составляла 0,3% от общего количества заявлений, поданных на эти услуги, то за 2017 года их доля составила 79,6%.
Всего за 2017 год через Единый портал предоставления государственных услуг и в Личный кабинет застрахованного лица сайта ПФР в территориальные органы ПФР поступило 75548 заявлений, что составило 63% от общего количества заявлений, поступивших в наши территориальные органы.
Для получения большинства услуг необходима подтвержденная регистрация, предполагающая не только логин и пароль в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), но и их подтверждение через личное обращение в один из удостоверяющих центров ЕСИА. Такая регистрация приравнивается к простой электронной подписи и затем используется для получения электронных госуслуг на сайте ПФР и Едином портале предоставления государственных услуг.
Удостоверяющие центры работают во всех территориальных органах ПФР, в каждой клиентской службе. За 2017 год подтвержденную регистрацию в ЕСИА через удостоверяющие центры территориальных органов ПФР республики прошли 14952 человека, за 6 месяцев 2018 года –11225 человек.
С ГАУ «МФЦ РС(Я)» сотрудничество Отделения ПФР по Республике Саха (Якутия) в части предоставления услуг было начато в 2011 году. Сегодня в офисах МФЦ принимаются заявления на все 11 государственных услуг ПФР, поименованных в Перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года №797. За период с 2011 года через ГАУ «МФЦ РС (Я)» территориальными органами ПФР Якутии получено 104956 заявлений о предоставлении государственных услуг ПФР, из них за 6 месяцев 2018 года – 12388.
Наиболее востребованной из всех услуг ПФР, которые можно получить через МФЦ, является получение страхового свидетельства по обязательному пенсионному страхованию – СНИЛС (51,5% обращений через МФЦ).
С апреля 2017 года специалисты филиалов МФЦ в городе Якутске имеют возможность оказывать услуги ПФР в онлайн режиме, не направляя заявления и документы в территориальный орган.
В ПФР сосредоточен большой объем персональных данных россиян, которые могут использоваться для предоставления услуг гражданам не только самим фондом, но и другими органами государственной власти. Пенсионный фонд России выступает организацией, уполномоченной регистрировать и выдавать СНИЛС – уникальный номер, служащий идентификатором персональных данных человека в системе предоставления государственных услуг. Продолжается расширение информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия: налажена работа с Таможенной службой, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой исполнения наказаний, службой занятости и трудоустройства.
Пенсионный фонд предоставляет через систему межведомственного взаимодействия 12 видов сведений, которые используются другими государственными органами для оказания более 800 видов различных услуг.
Запросы сведений о размере пенсий и иных социальных выплат – это самая востребованная услуга, с которой граждане обращаются в территориальные органы ПФР республики. В год поступает более 120000 запросов справок. Несмотря на то, что в системе межведомственного электронного взаимодействия выведен сервис ПФР по предоставлению сведений о размере пенсий, и организации, предоставляющие услуги, могут сами получить данную информацию, граждане продолжают приходить в управления ПФР за справкой.
Мониторинг выдачи справок гражданам показал, что ежемесячно в среднем около 7000 справок выдается гражданам для предъявления их в другие ведомства.
На заседании были затронуты эти и другие вопросы, от решения которых напрямую зависит доступность государственных услуг ПФР, в том числе и электронных сервисов, для якутян. Эффективное взаимодействие всех структур и разъяснительная работа станет хорошей основой для слаженной работы.