В Государственной Думе Российской Федерации на рассмотрении находятся законопроекты, реализация которых продолжит совершенствование действующей пенсионной системы страны.
В одном из них регулируется пенсионное обеспечение «северян». Для сахалинцев и курильчан «северный» коэффициент сейчас увеличивает фиксированный базовый размер (ФБР) страховой части трудовой пенсии. После введения нового порядка расчета пенсий к страховой пенсии также будет назначаться фиксированная выплата – аналог сегодняшнего фиксированного базового размера.
Таким образом «северный» коэффициент сохранится и будет увеличивать фиксированную выплату на соответствующий районный коэффициент.
Все ли положения законопроектов понятны и устраивают тех, кто пытается разобраться в «новациях» пенсионного законодательства?
Попытаемся ответить на некоторые проблемные вопросы.
1. Исходя из каких условий вырабатывается новый порядок формирования пенсионных прав граждан?
Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформируется в страховую пенсию и накопительную пенсию(у кого она есть по возрасту и выбору). К страховой пенсии будет устанавливаться фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3 610,31 руб.).
Перед разработчиками новой пенсионной формулы были поставлены следующие условия:
- гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан;
- создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;
- сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет;
- обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;
- обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате;
- повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
Условия, прямо скажем, непростые. Но таковыми их диктует жизнь.
2. Каковы основные особенности в новых правилах назначения пенсий?
В 2025 году минимальный общий стаж для получения пенсии по старости достигнет 15 лет (в 2015 году он составит 6 лет и в течение дальнейших 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, превышает 20 лет.
Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.
Второе условие для назначения пенсии по достижении пенсионного возраста - это необходимость сформировать пенсионные права в объёме 30 пенсионных коэффициентов.
3. Новая формула будет введена сразу или планируется постепенный переход к новым правилам расчета пенсионных прав?
Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости будет введен с 1 января 2015 года. При этом, в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии, предусматриваются переходные положения. Таким образом, новые правила начисления пенсии в полном объеме будут введены:
- в 2021 году в части доведения предельно облагаемой зарплаты, с которой уплачиваются страховые взносы по тарифу 22%, до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и доведения максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента с 7,39 в 2015 году до 10 – в 2021 году;
-в 2025 году в части доведения минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимального количества сформированных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025 году.
Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые только в 2015 году вступят в трудовую жизнь.
4. Законопроект предполагает, чтобы только претендовать в будущем на страховую пенсию по старости, необходимо заработать, как минимум, 15 лет стажа и 30 пенсионных коэффициентов. Но многие люди, по разным причинам, не смогут этого сделать, а значит будут лишены права на пенсию?
Для таких заключений оснований нет. Сейчас средний стаж в России, с которым человек выходит на пенсию, составляет 34 года. Тем самым условие по 15-летнему стажу выполнимо. При этом необходимо учитывать, что в страховой стаж включаются не только периоды работы, но и так называемые нестраховые периоды. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты, если в эти периоды гражданин не работал.
Если немного подробней, то за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы.
Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж. Так, за каждого ребенка начисляются:
- 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
- 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
- 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка.
А далее перечислим те периоды, которые также засчитываются в стаж:
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов дипломатов и консулов, но не более пяти лет в общей сложности.
Что касается условия по наличию 30 пенсионных коэффициентов, то данная мера призвана легализовать рынок труда и обратить внимание граждан на важность «белой» заработной платы с целью формирования пенсионных прав, стимулировать их к законной занятости, выходу «из тени». Отметим, что при получении гражданином средней заработной платы, данное условие выполняется менее чем за 10 лет работы, а при зарплате не ниже максимально взносооблагаемой зарплаты – за 3-4 года даже в переходный период.
5. Но ведь единый порог вхождения в 30 пенсионных коэффициентов создаёт неравные условия получения права на пенсию для людей, выбравших участие в накопительной системе и отказавшихся в ней участвовать?
Объясняем в чём тут дело. При отказе от формирования пенсионных накоплений, в год можно заработать 10 пенсионных коэффициентов. А при направлении в накопительную часть 6-процентного тарифа страховых сборов - только 6,25. При этом, не заработав права на страховую пенсию по старости, гражданин не получит и сформированные пенсионные накопления.
Надо понимать саму природу права выбора!
Ведь пенсионные права граждан, по собственному желанию формирующих пенсионные накопления, не могут формироваться идентично правам лиц, выбравших только солидарную пенсионную систему и направивших все страховые взносы в неё.
Вопрос – как может лицо, направляющее 6 процентов тарифа страховых взносов на пенсионные накопления, то есть извлекающее их из общей солидарной системы обязательного пенсионного страхования, иметь одинаковый механизм формирования пенсионных прав с человеком, который в полном объеме направляет страховые взносы в распределительную систему. Такой подход нарушал бы принцип равенства в отношении участников распределительной солидарной пенсионной системы.
Именно поэтому предусматривается, что максимальное количество пенсионных коэффициентов у лица – участника накопительной системы не может превышать 6,25 за год. Это математический расчет, исходя из величины индивидуального тарифа уплачиваемых страховых взносов.
6. Некоторые оппоненты нынешних изменений пенсионной системы утверждают , что новая формула содержит скрытое повышение пенсионного возраста?
Пенсионный возраст повышаться не будет. Этот вопрос даже не обсуждается. Общеустановленный пенсионный возраст остается прежним: 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. Это возраст, который дает и будет давать право для обращения за пенсией по старости в системе обязательного пенсионного страхования.
Но повторим, есть еще два условия (после завершения переходного периода введения формулы), выполнение которых будет давать право на обращение за пенсией – общий стаж не менее 15 лет и общее количество сформированных пенсионных коэффициентов – не менее 30.
При этом создаются значительные стимулы для более позднего выхода на пенсию. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии ее страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.
Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата в составе страховой пенсии будет увеличена на 36%, а страховая часть пенсии – на 45%.
Другой пример: если обращение за назначением пенсии будет через 10 лет, то фиксированная выплата будет увеличена в 2,11 раза, а страховая часть пенсии – в 2,32 раза.
Накопительная пенсия также увеличится, поскольку снизится ожидаемый период выплаты, на который для расчета накопительной части пенсии делится сумма пенсионных накоплений.
7. А что же будет происходить с пенсионными правами тех, кто уже работает? И давно работает?
У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина. При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до 2015 года, фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться! Конвертация будет проводиться в беззаявительном порядке. Обращаться в ПФР для этого гражданам не нужно!
База персонифицированного учета ПФР содержит все необходимые сведения о расчетном пенсионном капитале, стаже и заработной плате каждого участника системы обязательного пенсионного страхования, чтобы пересчитать его уже сформированные пенсионные права в пенсионные коэффициенты.
У нынешних пенсионеров при переходе на новый порядок расчета размер пенсии не снизится.
8. Будет ли выплачиваться пенсия работающим пенсионерам?
Пенсия работающим пенсионерам будет выплачиваться в полном объеме.
9. Другая важная составляющая пенсии по старости — накопительная пенсия. На какие моменты её формирования надо обратить внимание будущим пенсионерам?
Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них - 6% идёт на финансирование фиксированной выплаты и не учитываются в пенсионных правах, а 16% являются индивидуальным тарифом.
Далее нужно учитывать возраст.
Если гражданин старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не содержит накопительную часть пенсии, поэтому его работодатели отчисляют весь индивидуальный тариф, 16%, только на страховую часть пенсии.
Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, то из 16% индивидуального тарифа - 6% может идти на формирование накопительной части, а 10% - на формирование страховой пенсии. Или же, по выбору гражданина — все 16% идти на формирование страховой пенсии.
Обратите особое внимание.
До 31 декабря 2015 года этой категории граждан будет дополнительно предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо оставить 6% - как сегодня, либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, «обнулить» их, тем самым значительно увеличив формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
10. А как молодым людям определиться, что лучше: оставить 6% в накопительной части или всё перевести в страховую?
При выборе тарифа страховых взносов нужно помнить, что приняв решение о формировании накопительной пенсии, вы уменьшаете пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот. Какой вариант выгоднее - решаете вы сами. При принятии решения о выборе стоит помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции.
В то время как накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании и инвестируются ими на финансовом рынке. Накопительная часть не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, то есть могут быть и убытки. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.
По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет – для женщин. Ведь для расчета накопительной пенсии сумма пенсионных накоплений делится на т. н. период ожидаемой выплаты пенсии – 228 месяцев. А если, например, обратиться за назначением пенсии на три года позднее, то сумма пенсионных накоплений делится уже на 192 месяца.
Таким образом, чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер и накопительной пенсии по старости!
11. В 2014 году страховые взносы на накопительную часть не будут перечисляться в НПФы и УК. Разве это не уменьшает пенсионные права граждан?
Нет. Давайте рассмотрим эту ситуацию.
Да, в 2014 году страховые взносы на накопительную часть пенсии будут перенаправляться на страховую часть трудовой пенсии граждан и отражаться на их индивидуальных лицевых счетах. Они никуда не исчезают. Никто их не конфисковывает.
Пауза в переводе пенсионных накоплений в 2014 году в НПФ взята, чтобы повысить защищенность пенсионных накоплений, гарантировать их сохранность. К ликвидации дефицита бюджета ПФР данная мера не имеет отношения. В 2014-2015 гг. будет проведена реорганизация НПФов и создана система гарантирования сохранности пенсионных накоплений.
А если говорить о реальности, то она такова.
Сегодня основой трудовой пенсии является страховая часть, которая исчисляется из так называемого расчетного пенсионного капитала. А он состоит из страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо. Этот капитал подлежит ежегодной индексации исходя из уровня инфляции и доходов Пенсионного фонда России в расчете на одного пенсионера. Как показывает практика, такой механизм позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает инвестирование средств пенсионных накоплений.
За период 2004-2012 годов индексация страховой части пенсии составила – 371%, инфляция в Российской Федерации – 221%, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией – 182,4%, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами – 172,8% (по открытым данным Федеральной службы по финансовым рынкам). По результатам 2008 года практически все НПФ и управляющие компании понесли убытки, а 28 НПФ, включая крупные НПФ, разнесли убытки по счетам застрахованных лиц.
И кто же в этой ситуации уменьшает пенсионные права?
И добавим. Согласно проекту бюджета ПФР на 2014-16 годы запланирована индексация трудовых пенсий на уровне: 2014 год-8,1%, 2015 год – 7,1%, 2016 год – 6,6%.
Расчетный пенсионный капитал с 2006 года по 2013 год всегда индексировался на уровни выше инфляции и это было в 2 раза выгоднее формирования пенсионных накоплений.
Среднегодовая доходность инвестирования средств пенсионных накоплений в НПФах за период с 2006 года по 2013 год на 3,2% ниже роста индекса потребительских цен. Вот такая арифметика.
12. Так что всё-таки выгодней для наших граждан: участвовать в накопительной системе или пусть все страховые взносы направляются на страховую часть пенсии?
Накопительная система имеет свои плюсы и минусы. Но чтобы утверждать, что она выгоднее для работников, в настоящее время не имеется достаточных оснований. Как показывает практика, механизм индексации пенсионного капитала в солидарной составляющей пенсионной системы позволяет сохранять и приумножать уплаченные страховые взносы на более высоком уровне, чем показывает инвестирование средств пенсионных накоплений. Важно, что в солидарной системе по всем пенсионным обязательствам субсидиарную ответственность несет государство. К сожалению, для накопительных схем такая ситуация не является нормой. Страховые взносы, направленные на формирование пенсионных накоплений, обесцениваются из-за низкой доходности их инвестирования как НПФами, так и УК.
Таким образом, формирование пенсионных прав более выгодно в распределительной системе, а временная мера по ненаправлению страховых взносов в накопительную часть направлена на ускорение процесса создания системы гарантирования сохранности пенсионных накоплений. Граждане в 2014-2015 годах не потеряют в пенсионных правах, а в условиях замедления экономики и прогнозируемого снижения доходности от инвестирования пенсионных накоплений, с большой долей вероятности, получат больше пенсионных прав.
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Личный кабинет гражданина
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Кабинет страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети