В нынешнем году все страховые взносы, которые работодатели уплачивают за сахалинцев и курильчан, направляются только на формирование страховой пенсии. Независимо от того, как ими уже распорядились застрахованные лица (скажем, перевели накопления, которые формируются из 6% тарифа страховых взносов, в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании). Правительство Российской Федерации приняло решение и в 2015 году направлять взносы только на формирование страховой пенсии.
Напомним, у граждан 1967 года рождения и моложе пенсионные права формируются из индивидуального тарифа страховых взносов, которые работодатели уплачивают за своих сотрудников в ПФР - 16% от фонда оплаты труда работника. Уплаченные работодателем страховые взносы по этому индивидуальному тарифу, по выбору гражданина, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой пенсии, или 6% может направляться на формирование накопительной пенсии гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой пенсии.
Так вот, в нынешнем, а теперь уже и в следующем, 2015 году, все страховые взносы (16%) будут направляться только на формирование страховой пенсии. И страховая пенсия, когда придет время, будет назначаться с учетом этих сумм. Сами страховые взносы работодателей идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, реализуются принципы солидарной пенсионной системы, которая продолжает оставаться основой пенсионного обеспечения в России.
А все пенсионные накопления (накопительная пенсия), которые уже есть на индивидуальном лицевом счете граждан, сохраняются за этими гражданами, продолжают инвестироваться выбранными ими негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями и будут выплачены им при назначении пенсии, с учетом инвестиционного дохода за все годы инвестирования. Так что, никакого изъятия существующих пенсионных накоплений (накопительной пенсии) — нет.
Добавим. Страховая пенсия, на которую в 2014-2015 годах направляются все страховые взносы, гарантируется государством и ежегодно увеличивается государством минимум на уровень инфляции. То есть, страховая пенсия полностью защищена от инфляции. Сегодня её ежемесячный средний размер в Сахалинской области составляет почти 15 тысяч рублей.
Накопительная пенсия не индексируется государством и не защищена от инфляции, пенсионные накопления могут обесцениться.
По итогам 2004-2012 годов реальный прирост пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах оказался ниже уровня инфляции за данный период. В двадцати самых крупных негосударственных пенсионных фондах, в которых сосредоточено более 70% пенсионных накоплений, средний показатель прироста составил от 2% до 8,3% в год при среднем показателе уровня инфляции за этот же период – 9,65% в год. Происходит фактическое уменьшение пенсионных накоплений. Обесценивание пенсионных накоплений прямо повлияет на реальный размер накопительной пенсии.
Кстати, с 2012 года территориальные органы ПФР по Сахалинской области назначают выплаты пенсионных накоплений. Так вот, средний размер ежемесячной выплаты в виде накопительной пенсии по старости — 708,13 рубля.
Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями, т.е. могут быть и убытки. В этом случае гарантируется лишь сумма уплаченных работодателем за работника страховых взносов, т.е. выплата средств пенсионных накоплений «по номиналу».
Страховая пенсия – это ответственность государства. Накопительная пенсия – это ответственность частных компаний, подверженных конъюнктурным изменениям рынка и риску убытков и банкротства в результате плохого управления. Нужно понимать, что формирование накопительной пенсии и вложение денег в финансовые рынки – это всегда повышенный риск.
Мировой опыт показывает, что страны сокращают государственные накопительные программы. Государства Прибалтики, Венгрия и Аргентина «обнулили» соответствующие тарифы (при этом Венгрия конфисковала сформированные пенсионные накопления). Польша резко сократила тариф с 7,4% до 2,3%, Казахстан отказался от использования негосударственных пенсионных фондов, создав государственный пенсионный фонд, который распределяет средства пенсионных накоплений между конкурирующими частными управляющими компаниями. Во всем мире основу пенсионной системы составляют страховые пенсии, которыми охвачена большая часть населения. Накопительные пенсии в основном распространены вне государственных пенсионных систем. Они находятся в так называемом, добровольном сегменте, в котором работодатель и работник самостоятельно формируют накопительные пенсии. Эти программы не являются принудительными, работают в гражданско-правовом поле, а пенсионные средства являются собственностью работников.
Для справки
Заявление Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина.
«При обсуждении проектов федерального бюджета и бюджета ПФР Правительство Российской Федерации приняло решение направить в 2015 г. средства страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в полном объеме на формирование и финансирование страховой пенсии в распределительной составляющей пенсионной системы.
Соответственно, те взносы, которые в 2015 г. должны были пойти в накопительную составляющую, увеличат пенсионные права граждан в распределительной составляющей.
Вместе с тем, не может не вызывать опасения низкая эффективность накопительной составляющей и фактическое снижение пенсионных прав граждан посредством этого механизма.
Таким образом, зачастую неэффективная накопительная составляющая отнимает деньги у граждан как при формировании средств пенсионных накоплений, так и при назначении соответствующих пенсионных выплат (на стадии выплаты).
Выгоду в данном случае получают только финансовые организации, поскольку им, по сути государством, в обязательном порядке перечисляются взносы граждан в огромных объемах, тогда как никакой реальной ответственности, в том числе в виде взимания с них процентов за пользование взносами граждан, они не несут. Функционал, выполняемый финансистами в данном случае, сводится к посредничеству.
В настоящее время прорабатывается детальный механизм данного решения.
Необходимо особо отметить, что данный маневр не связан с каким-либо дефицитом пенсионной системы, а направлен на сознательное усиление ее солидарного характера в рамках стандартных походов к социальному страхованию граждан».
О Фонде
- О Фонде
- Руководство СФР
- Правление Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации
- Совет по вопросам развития социального и пенсионного страхования
- Совет по совершенствованию работы территориальных органов
- Межрегиональный информационный центр Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (МИЦ СФР)
- Законодательство
- Международное сотрудничество
- Публично раскрываемые показатели бюджетной отчетности
- Вакансии
- Государственные услуги
- Центры реабилитации
- Информационные системы, базы и реестры
- Политика СФР в работе с персональными данными
- Результаты проведения специальной оценки условий труда
- Закупки
Гражданам
- Пенсионерам
- Людям с инвалидностью
- Семьям с детьми
- Трудоспособному населению
- Федеральным льготникам
- Личный кабинет гражданина
- Информация для иностранных граждан
- Пострадавшие от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Социальные выплаты и меры поддержки гражданам
- Материнский (семейный) капитал
- Электронная трудовая книжка
- Электронный листок нетрудоспособности
- Что нужно знать о пенсионной системе
- Добровольное вступление в правоотношения по ОСС
- Добровольное вступление в правоотношения по ОПС
- Единое пособие
- Объединение ПФР и ФСС
- Участникам специальной военной операции и их семьям
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов РФ, и членам их семей
- Компенсации добровольцам, получившим вред жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности
- Меры поддержки Социального фонда в новых субъектах РФ
- Центры общения старшего поколения
- Новый механизм назначения и выплаты социального пособия на погребение
Страхователям, самозанятым и медицинским организациям
- Кабинет страхователя
- Общая информация для работодателей
- Электронный листок нетрудоспособности
- Субсидии за трудоустройство безработного
- Подтверждение ОВЭД страхователя
- Страховые взносы и тарифы
- Медицинским организациям
- Специальная социальная выплата медицинским работникам
- Правила возмещения страхователям расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, экспертиза для проверки наступления страхового случая
- Дополнительные гарантии волонтерам, лицам, направленным (командированным) на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей
- Финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
Электронные сервисы и информация
Дополнительная информация
Социальные сети