5 марта 2004 года Николай Яковлевич Семенец получил назначение на должность управляющего Отделением ПФР по Саратовской области. Вот, что он рассказал о прошедших за эти 6 лет изменениях.
Николай Яковлевич, решение поручить Вам столь ответственный пост было для Вас ожидаемо?
- Это решение было для меня совершенно неожиданным. Надо сказать, что о Пенсионном фонде тогда, шесть лет назад, я знал немного, хотя достаточно давно работаю в соцсфере. Знал, например, что это структура, сотрудники которой занимаются начислением, перерасчетом и выплатой пенсий. И, между прочим, немало слышал разговоров о том, что процесс начисления и перерасчета идет слишком медленно, даже не предполагая, что мне придется принимать самое непосредственное участие в отлаживании этого процесса.
С этого и пришлось начинать?
- Можно сказать и так. Вскоре после моего назначения на должность управляющего Отделением Пенсионного фонда по Саратовской области, руководство Пенсионного фонда Российской Федерации поставило задачу о сокращении сроков назначения пенсий. Сейчас пенсии назначаются в течение 10 дней со дня подачи заявления.
В те годы случаи, когда пенсионерам приходилось ждать назначения своей пенсии до трех месяцев, не были единичными. Главная причина такого положения дел — отсутствие у наших граждан всех необходимых документов к моменту подачи заявления. Это было вызвано, в том числе неправильным оформлением документов в течение всей трудовой деятельности. Например, много неточностей и ошибок допускается работодателями при оформлении записей в трудовых книжках, подготовке и выдаче разных справок в целях пенсионного обеспечения. Исправлением этих ошибок недобросовестных работодателей как раз и приходилось заниматься сотрудникам управлений Пенсионного фонда после того, как вышедший на заслуженный отдых обращался за назначением пенсии. Чтобы изменить ситуацию и в разы сократить срок назначения пенсии, необходимо было исправить допущенные ошибки и собрать необходимые документы до того, как человек обратится за назначением пенсии. И мы принялись за дело, засучив рукава. Начали работать с будущими пенсионерами заранее, в среднем за 6 месяцев до наступления права на пенсию.
Сегодня также проводится заблаговременная подготовка документов жителей области, так называемая конвертация пенсионных прав. Без ложной скромности скажу: работа проделана колоссальная — пришлось просмотреть данные практически каждого застрахованного лица, а их у нас, на сегодняшний день почти 2,3 миллиона человек. И не только просмотреть, но и исправить допущенные ошибки — таковые обнаружились почти в 70 процентах пенсионных дел застрахованных лиц.
В какой срок назначаются пенсии сегодня?
- Около 99 процентов пенсий назначается в десятидневный срок со дня подачи заявления. Это один из лучших показателей в России. Конечно, этому способствовала и способствует большая заблаговременная работа с каждым жителем области до его выхода на пенсию.
Кроме того, мы стараемся довести до сознания наших будущих пенсионеров мысль о том, чтобы они заранее позаботились о своей будущей пенсии.
На предмет наличия — отсутствия ошибок?
- Именно. Для этого следует прийти в «родное» управление ПФР с трудовой книжкой и поинтересоваться, все ли правильно в этой книжке оформлено и каких документов не хватает для оформления будущей пенсии.
В последние несколько лет у Пенсионного фонда практически ежегодно появляются новые функции, что делает эту структуру еще более значимой в жизни общества.
- В 2005 году в Пенсионном фонде появилась новая функция — назначение ЕДВ (ежемесячной денежной выплаты). Помните, сколько копий было сломано вокруг так называемой «монетизации» льгот? И потом, когда люди решали, что для них выгоднее — деньги или «натура»? Теперь можно сказать, что все волнения позади: большая часть получателей ЕДВ — более 170 тысяч из 200 тысяч получателей, проживающих в области — предпочитают денежные выплаты, т.е. отказались от набора социальных услуг (либо одной из них).
В том же году на основании Указов Президента России в связи с 60-летием победы в ВОВ 1941-1945 годов была проведена работа по установлению дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО). Сегодня по линии ПФР ДЕМО получают около 18 тысяч пенсионеров.
Следует отметить, что ни в отношении выплат ЕДВ, ни в отношении выплат ДЕМО, ни в отношении других социальных выплат ПФР сбоев не было, все работы проведены организованно, выплаты обеспечиваются своевременно.
В 2007 году к многочисленным обязанностям сотрудников Пенсионного фонда добавилась еще одна — функция распорядителя материнским (семейным) капиталом. На сегодняшний день выдано почти 29 тысяч сертификатов, порядка более полутора тысяч граждан уже распорядились своим материнским капиталом. Правом получить единовременную выплату в 12 тысяч рублей воспользовались 98,8% женщин, получивших сертификат на материнский капитал.
Николай Яковлевич, как Вы думаете, почему эта важная миссия — выплата материнского капитала — была доверена именно Пенсионному фонду?
- Думаю, прежде всего, потому, что в распоряжении нашей структуры имеется одна из самых полных и выверенных баз данных. Без всякого преувеличения могу сказать: такой базы данных, как у Пенсионного фонда, нет ни у одной организации.
Кроме того, за долгие годы работы мы сумели доказать, что Пенсионному фонду Российской Федерации можно поручать самые важные миссии.
В прошлом году началась реализация Программы государственного софинансирования пенсий. По традиции, наше Отделение и в этом направлении показывает достойные показатели - по итогам первого года реализации программы мы входим в пятерку лучших по стране: 2,4 процента от общего числа застрахованных лиц Саратовской области вступили в данную программу, в то время как по России этот показатель составляет 1,6 процента. Надо полагать, в наступившем году участников программы станет заметно больше — в том числе, за счет тех, кто написал заявление о вступлении в программу, но не подтвердил это намерение материально.
Желание не совпало с финансовыми возможностями?
- И это тоже: на принятие решения одних повлиял финансовый кризис, другие, скорее всего, решили повременить — посмотреть, с каким успехом будет проходить реализация программы. Были и такие, кто перечислил сумму меньше двух тысяч — напомню, государство софинансирует накопления граждан не меньше двух тысяч рублей.
В этом году мы выдержали еще один экзамен на прочность — осуществили перерасчет трудовых пенсий в связи с валоризацией за счет советского стажа. Были пересчитаны более 682 тысячи пенсий (около 97 процентов от общего количества получателей, которых в области более 770 тысяч). В 2010 году наши усилия направлены и на то, чтобы в области не осталось ни одного пенсионера, чей совокупный доход (пенсия, ЕДВ, ДЕМО и др.) был бы ниже прожиточного минимума — при наличии необходимых документов таким пенсионерам назначаются социальные выплаты. Это еще одна новая функция ПФР с этого года.
Другая новая функция — была назначена и выплачивается социальная доплата к пенсии более чем 73 тысячам граждан.
Нынешний год принес и еще одну новую функцию Пенсионному фонду — администрирование страховых взносов.
- В этом случае уместна пословица: все новое — хорошо забытое старое. Обязанность администрировать страховые взносы выполнялась нашими сотрудниками до 2002 года. Поэтому эта функция для нас не новая. Думаю, что и сами страхователи заинтересованы в том, чтобы иметь дело с одной структурой — Пенсионным фондом, а не с двумя, как это было раньше (с налоговой инспекцией и Пенсионным фондом). Тем более, что мы стремимся предложить нашим работодателям самые передовые методы сотрудничества — я имею в виду переход на цифровую электронную подпись, что в разы сокращает время подачи индивидуальных сведений своих работников. Последнее стало особенно актуально в нынешнем году, поскольку отчитываться работодателям нужно будет дважды, а, начиная со следующего года, четырежды в год.
А как обстоят дела с задолженностью по страховым взносам в Пенсионный фонд?
- Саратовская область — один из двух регионов Приволжского федерального округа, где удалось добиться сокращения размера задолженности в Пенсионный фонд. Подобного результата удалось достигнуть, благодаря целому комплексу мероприятий — регулярному проведению межведомственных комиссий с приглашением представителей ряда структур, взаимодействию со службой приставов, прокуратурой, органами государственной власти, общественностью. Работа в данном направлении будет продолжаться, хотя избавиться от этой головной боли раз и навсегда вряд ли представляется возможным, поскольку прирост задолженности идет в основном за счет предприятий-банкротов.
За последние шесть лет, при непосредственной поддержке Вячеслава Викторовича Володина, в нашей области немало удалось сделать и в плане реализации социальных проектов, выполнять которые также было поручено Отделению ПФР по Саратовской области.
- Благодаря реализации одного из этих проектов, более 20 тысяч малообеспеченных пенсионеров, живущих в глубинке, получили долгожданную возможность пользоваться голубым топливом. Благодаря реализации других проектов, в ряде районов области были выстроены благоустроенные жилые комплексы для пожилых граждан - «Пещера монаха» в Хвалынском районе, поселок «Ветеран» в Озинском районе, специнтернат в Новоузенске и многие др.
Начиная с 2000 года, Пенсионный фонд осуществляет несколько масштабных социальных программ, направленных на улучшение качества жизни наиболее уязвимых слоев населения. Отделение ПФР ежегодно оказывает адресную социальную помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в области.
За 10 лет для Саратовской области было дополнительно привлечено и освоено 611,6 млн. рублей. За это время удалось завершить строительство 7 государственных учреждений социального обслуживания населения, провести капитальный ремонт в 37 учреждениях, обеспечить современным реабилитационным технологическим оборудованием, мягким инвентарем и предметами мебели 51 учреждение.
Для оказания адресной социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам области было выделено 175,3 млн. рублей, материальную помощь получили более 127 тыс. человек.
Это значительный вклад в повышение качества жизни наших уважаемых ветеранов.
- Не забываем мы и о своих сотрудниках. В первый год моего назначения управляющим, я объездил всю область, чтобы лично ознакомиться с условиями труда работников управлений Пенсионного фонда. Откровенно говоря, во многих управлениях эти условия оставляли желать лучшего. Сейчас не стыдно пригласить гостей, о каком бы управлении не шла речь — будь то город или сельская местность. За эти годы удалось обновить почти всю оргтехнику. А ведь было время, когда 18 управлений Пенсионного фонда Саратовской области имели самую низкую техническую оснащенность в стране. И люди такую заботу оценили: сейчас у нас очень незначительный показатель текучести кадров - менее двух процентов. И в основном это те, кто вынужден оставить работу в нашей организации — например, в связи с переводом мужа в другой регион или по семейным обстоятельствам. Потому что многие из тех, кто приходит на работу в Пенсионный фонд, проработав у нас некоторое время, не мыслят себя на другом месте, прикипают душой.
Чтобы люди старались выполнять свою работу еще лучше, мы учредили ежегодный конкурс на лучшее управление ПФР по Саратовской области. Поощряются и лучшие сотрудники — для них это не только признание коллег, но и реальная возможность проявить себя на руководящих должностях.
Не работой единой жив человек...
- Совершенно верно. В тесном взаимодействии с профсоюзным комитетом (до прихода Николая Яковлевича на должность управляющего, профкома в Отделении не было — авт.) мы стараемся максимально разнообразить жизнь наших работников: ежегодно проводятся конкурсы самодеятельности, выставки поделок, выезды на природу, спортивные соревнования. Спорт, надо сказать, у нас в особом почете: сотрудники Пенсионного фонда — с удовольствием принимают участие во всех городских и областных соревнованиях («Лыжня России», «Кросс нации» и др.), борются за призовые места. Год от года все более массовыми становятся и корпоративные спартакиады.
В заключении я бы хотел сказать об организации клиентских служб. На мой взгляд, эти службы стали новым словом в истории пенсионного обслуживания. Считаю, что именно они сыграли положительную роль в начале этого года, на который пришелся пик обращений по поводу валоризации. Не сложно представить, как росло бы недовольство наших пенсионеров в очередях, которые неизбежны при кабинетной системе.
Совершенству, как известно, нет предела: предполагается ли дальнейшее развитие системы пенсионного обслуживания населения?
- Следующий шаг в развитии пенсионного обслуживания — запуск проекта «Мобильная клиентская служба». В настоящее время в распоряжении нашего Отделения имеется автомобиль, оснащенный всем необходимым. Этот автомобиль, в соответствии с разработанным графиком, будет курсировать по всей области, предоставляя жителям самых отдаленных районов возможность получить исчерпывающую информацию по всем вопросам пенсионного обеспечения.
На достигнутом останавливаться мы не собираемся: впереди у нас большие планы, которые непременно будут реализованы.