О предоставлении Пенсионным фондом государственных услуг в электронном виде рассказывает заместитель управляющего Отделением ПФР по г. Севастополю Марина Коротаева.
- Марина Геннадьевна, в последнее время Пенсионный фонд часто говорит о представлении госуслуг в электронном виде...
- Да, и связано это с тем, что процесс перевода услуг в электронный вид идет очень активно. У наших граждан появляются все новые и новые возможности. Так, в конце марта Пенсионный фонд запустил новое мобильное приложение, которое позволяет получать услуги ПФР с помощью своего смартфона. Это очень удобно, ведь смартфон всегда под рукой.
- Расскажите, а какие услуги на сегодняшний день можно получить через сайт ПФР?
- На сайте ПФР www.pfrf.ru каждому гражданину доступно более 30 электронных сервисов, услуги представлены по всем направлениям деятельности Фонда. В дальнейшем их перечень будет расширяться.
Все наши электронные услуги объединены в один портал на сайте Пенсионного фонда – es.pfrf.ru. Он структурирован не только по типу услуг (пенсии, социальные выплаты, материнский капитал и др.), но и по доступу к ним – с регистрацией или без регистрации.
- И в каких случаях нужна регистрация?
- Регистрация необходима, если услуги связаны с предоставлением персональных данных. Эти услуги доступны через наш главный электронный сервис – Личный кабинет гражданина.
Чтобы войти в него, достаточно быть зарегистрированным на Едином портале государственных услуг. Это общее правило для большинства порталов, которые оказывают госуслуги в электронном виде. Дополнительной регистрации на сайте Пенсионного фонда не требуется.
Жители Севастополя, зарегистрированные на сайте госуслуг, могут воспользоваться сервисами «Личного кабинета гражданина», а именно:
подать заявление о доставке пенсии;
- подать заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты;
- заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплат;
- заказать выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи;
- подать заявление о выдаче сертификата МСК;
- получить информацию либо справку о размере (остатке) МСК;
- подать заявление на распоряжение средствами МСК.
Если же для предоставления услуги использование персональных данных не требуется, например, записаться на прием в Пенсионный фонд, задать вопрос online, направить обращение, сделать предварительный заказ документов или справок и др. – сделать это можно и без регистрации на портале госуслуг.
- А есть в Личном кабинете услуги для будущих пенсионеров?
- Разумеется. Будущие пенсионеру могут:
- подать заявление на назначение пенсии;
- получить выписку с лицевого счета;
- получить информацию о сформированных пенсионных правах.
- Чтобы подать заявление через интернет, или записаться на прием надо уметь пользоваться интернетом, но далеко не все люди старшего поколения дружат с современными технологиями...
- Пенсионный фонд Российской Федерации и крупнейший оператор связи России ПАО «Ростелеком» издали учебное пособие «Азбука Интернета». Данное пособие рассчитано, в первую очередь, на пользователей старшего поколения (от 55 лет и старше).
С помощью «Азбуки Интернета» можно самому научиться пользоваться современными цифровыми технологиями, примененять их в повседневной жизни, например, по поиску информации, общаться в сети Интернет, отправлять электронные сообщения, а также получать государственные и муниципальные услуги в электроннном виде, не выходя из дома.
Учебник находится в свободном доступе на сайте азбукаинтернета.рф (http://www.azbukainterneta.ru/). Также ссылку на учебник «Азбука интернета» можно найти на официальном сайте Пенсионного фонда РФ: http://www.pfrf.ru/press_center/advert_materials/. Портал «Азбука интернета» ежемесячно посещают около 20 тысяч пользователей.
- Записаться на прием к специалисту Пенсионного фонда можно как на сайте, так и в мобильном приложении?
- Вы абсолютно правы. Ежемесячно 25 числа открывается электронная запись на следующий месяц. Записаться можно по различным вопросам, от пенсионных до регистрации гражданина в системе обязательного государственного пенсионного страхования.
- Насколько я знаю, сейчас процесс получения СНИЛС проходит достаточно быстро.
- Да, с конца прошлого года регистрация в системе ОПС осуществляется в режиме online. Как правило, сегодня весь процесс, от написания заявления до получения СНИЛС занимает от 7 до 15 минут.
Кроме того, в настоящее время Пенсионным фондом завершается подготовка программного обеспечения для того, чтобы и работодатель имел возможность в случае необходимость регистрировать своих работников в режиме online.
- Это в том случае, если, например женщина вышла замуж и сменила фамилию?
Да, а также, если работник впервые трудоустраивается и у него отсутствует СНИЛС, работодатель должен зарегистрировать такого работника в системе ОПС.
- Такая возможность и сейчас существует?
- Да, но только не в режиме online. Те работодатели, которые предоставляют в ПФ отчетность в электронном виде по защищенным каналам связи с использованием усиленной квалифицированной подписи, направляют нам сведения для регистрации в электронном виде. Это очень удобно.
- С 1 января отчетность, которая ранее направлялась в Пенсионный фонд, представляется в органы налоговой службы?
- Да, действительно, Пенсионным фондом завершается работа по передаче функций администрирования страховых взносов в органы налоговой службы. Отчет о начисленных и уплаченных страховых взносах за 1 квартал т.г. плательщиками предоставлялся уже в органы налоговой службы.
В то же время ежемесячный отчет СЗВ-М более 12 тыс. работодателей по-прежнему представляют в Пенсионный фонд. И, если судить по последнему отчету, более 80% передается в электронном виде.
Полученные сведения обрабатываются Пенсионным фондом и в дальнейшем используются для определения, работает пенсионер или нет. Подлежит выплате индексация или нет.
- Мы знаем, что в районных отделах специалисты Пенсионного фонда оказывали помощь гражданам в регистрации на портале госуслуг. Эта работа продолжается?
- Не просто продолжается. С каждым месяцем число обратившихся увеличивается. Если, например, в декабре прошлого года по этому вопросу обратилось немногим более 500 человек, то в марте т.г. -1,3 тыс. Ведь регистрация на портале госуслуг дает доступ к электронным сервисам многих ведомств.
Напомню, что для данной регистрации при себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и мобильный телефон, на который поступит код регистрации.
- В том случае, если человеку необходимо только подтвердить учетную запись, обращаться надо тоже в Пенсионный фонд?
- У жителей Севастополя, желающих подтвердить учетную запись, несколько вариантов: это можно сделать и в Управлении ПФР в г.Севастополе (ул. Киевская,11/Л.Толстого, 35, каб. 203), и в районных отделах Пенсионного фонда РФ. Также услугу по подтверждению учетной записи на портале госуслуг предоставляют Севастопольские отделения МФЦ.
Подтверждение личности занимает всего несколько минут.
- Благодарим за беседу.