Большинство услуг Пенсионного фонда можно получить через интернет, не выходя из дома. Все услуги и сервисы, которые Пенсионный фонд предоставляет в электронном виде, объединены в один портал на сайте ПФР. Обо всех подробностях рассказывет Марина Геннадьевна Коротаева, заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе.
- Насколько доверяют электронным услугам люди пенсионного возраста?
- Хочу сказать, что сегодня, и мы это чувствуем по количеству обращений, которые поступают в Пенсионный фонд, все больше и больше людей, в частности пенсионного возраста, пользуются услугами в электронном виде. Ведь сегодня на пенсию выходит поколение 60-х, те, кто активно пользуются гаджетами и интернетом. Самое приятное и интересное, что даже пенсионеры 70-80 лет тоже активно начинают пользоваться интернетом и электронными услугами.
Напомню, есть специальное учебное пособие, разработанное совместно Пенсионным фондом и Ростелекомом - «Азбука Интернета». Это пособие очень востребовано. Оно размещено на сайте azbukainterneta.ru в свободном доступе. Учебник постоянно совершенствуется, добавляются новые разделы. С практической точки зрения учебник полезен тем, что в нем рассказывается как, например, воспользоваться услугами Пенсионного фонда и других федеральных органов государственной власти, оплатить коммунальные платежи и др.
- Какие услуги можно получить через Личный кабинет на сайте ПФР?
- Услуги можно разделить на две категории — это те услуги, которые находятся в свободном доступе, то есть, для которых не нужна регистрация. Например, можно записаться на прием или направить обращение в Пенсионный фонд. А есть категории услуг, которые требуют регистрации. Это услуги, использующие персональные данные гражданина по вопросам пенсионного обеспечения, получения материнского капитала, получения сведений о застрахованном лице, накопленные в системе персонального учета.
- Воспользоваться материнским капиталом или получить какую-то справку может потребоваться людям среднего возраста, необязательно пожилым. Многие молодые люди чаще пользуются телефонами и планшетами, а не компьютерами. Как тогда быть?
- Несомненно, Пенсионный фонд всегда идет в ногу со временем, поэтому для такой категории наших пользователей разработано мобильное приложение, через которое можно получить доступ к услугам Пенсионного фонда.
- А какие именно функции доступны пользователю приложения?
- Приложение дает возможность пользователям мобильных устройств воспользоваться ключевыми функциями, которые представлены в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда. Ключевые функции — это запись на прием, направление обращения, заказ документов и поиск клиентской службы.
- Марина Геннадьевна, есть уже какие-то данные, сколько человек воспользовались электронными услугами?
- Конечно, мы постоянно анализируем данную информацию. Статистка очень позитивная. Можно сказать, что в разы увеличилось количество тех, кто обращается за услугами Пенсионного фонда в электронном виде. За этот год к нам уже обратились почти 3 тысячи человек, львиная доля которых — за назначением пенсии. Порядка 20% тех, кто обратился в текущем году за назначением пенсии, сделали это в электронном виде.
- Около года назад заработала услуга СНИЛС-онлайн. Как можно ей воспользоваться, насколько она востребована?
- Действительно, она оказалась очень востребованной. С конца октября прошлого года, когда мы приступили к промышленной эксплуатации этого режима, за получением СНИЛС к нам обратились 12 тысяч граждан. Теперь граждане получают СНИЛС в течение 7-15 минут.
- Расскажите, как это работает?
- Человек приходит с паспортом в клиентскую службу Пенсионного фонда, заполняет анкету, затем гражданину на федеральном уровне присваивается страховой номер индивидуального лицевого счета, после чего свидетельство распечатывается и выдается гражданину.
Сейчас мы по данному вопросу работаем с МФЦ. Уже даже есть предварительный срок готовности предоставления услуги СНИЛС-онлайн. На сегодняшний день, если человек обратится в МФЦ, он может только подать анкету на получение СНИЛС, а затем все равно необходимо прийти в Пенсионный фонд. Мы работаем над тем, чтобы человек мог прийти в МФЦ и уйти с присвоенным страховым номером. Надеюсь, к концу года у нас это все-таки получится.
- А по другим услугам Пенсионного фонда вы уже взаимодействуете с МФЦ в электронном виде?
- Конечно, у нас очень много востребованных услуг. Например, МФЦ нам значительно помог по вопросам материнского капитала, когда Пенсионный фонд осуществлял единовременную выплату из средств материнского капитала, предусмотренную законодательством. Что касается предоставления услуг в электронном виде, по информации МФЦ, они уже запустили услугу предоставления пенсионеру сведений о размере его пенсии. Здесь задействована система межведомственного электронного взаимодействия — СМЭВ. То есть, человек обращается в МФЦ, МФЦ делает запрос через эту систему и получает сведения о размере пенсии, которые передает пенсионеру.
- Для предоставления части госуслуг нужна идентификация личности. Насколько мне известно, этим тоже занимается Пенсионный фонд и МФЦ. Расскажите об этом...
- Да, действительно, этим занимается Пенсионный фонд, МФЦ и, с недавнего времени, банк РНКБ. Услуга называется «подтверждение личности». Хочу отметить, что Пенсионный фонд не только подтверждает личность, но и оказывает помощь в регистрации, если человек сам не знает, как это сделать.
- У нас в стране сейчас внедряется Единая государственная информационная система социального обеспечения. Каковы цели ее создания?
- ЕГИССО – это федеральная государственная информационная система, которая создана в целях обеспечения граждан, органов государственной власти и местного самоуправления актуальной информацией о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране. А также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.
ЕГИССО позволит иметь информацию обо всех видах государственной поддержки всего населения страны в одном месте и в разрезе каждого гражданина. На ее основе появится возможность более качественно анализировать и планировать расходы.
- Какие задачи стоят перед этой системой?
- В первую очередь, это повышение качества планирования затрат. Также разгрузка органов исполнительной власти от непрофильной деятельности и избыточных функций. Немаловажная задача — исключить дублирование данных, кроме того, повысить эффективность расходования бюджетных средств.
Внедрение данной системы увеличит эффективность государственного управления в области государственной социальной помощи, повысит уровень информированности граждан о своих правах на социальное обеспечение и снизит количество времени и усилий при получении тех или иных мер социальной поддержки.
- Сведения из каких организаций включает в себя ЕГИССО?
- Условно можно разделить на уровни бюджета. Это могут быть и федеральные органы власти, тот же Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Мы в городе работаем на региональном уровне, у нас создана комиссия по внедрению ЕГИССО. В эту комиссию входят все поставщики информации, то есть все те органы, которые оказывают какие-либо социальные услуги. Это Департамент труда и социальной защиты, Департамент образования, Департамент здравоохранения и другие органы исполнительной власти.
- Это огромный объем работы... А когда планируется запустить эту систему, и какие новые возможности появятся у граждан в связи с этим?
- Запустить предполагается по графику с 1 января 2018 года. Времени осталось очень мало, а работы надо проделать очень много. Хочу сказать, что наши коллеги к делу относятся с пониманием, и всю информацию стараются предоставить в установленные сроки.
У каждого гражданина, который получает какие-либо меры социальной поддержки от государства, будет свой «личный кабинет», в котором он сможет увидеть, какие фактические меры соцподдержки ему уже предоставляются, и какие меры он может еще получить.
- Благодарим вас за беседу.