О важности проведения заблаговременной работы по назначению пенсии рассказала Надежда Танеева – начальник отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц Управления ПФР в г.Севастополе.
— Надежда Михайловна, расскажите, пожалуйста, зачем нужна заблаговременная работа?
— Будущим пенсионерам предоставлена возможность заблаговременной подготовки документов, которые будут использоваться при назначении пенсии. Заблаговременная подготовка включает в себя оценку представленных документов для назначения пенсии, правильность их оформления. В результате проведенной работы человек получает консультацию, рекомендации о необходимости предоставления дополнительных документов, кроме того, специалистами оказывается помощь в получении недостающих документов. Этот ряд мероприятий позволяет в установленные законодательством сроки назначить пенсию и обеспечить ее выплату.
— Когда нужно обращаться за заблаговременной работой?
— К заблаговременной работе мы приглашаем граждан за год до достижения пенсионного возраста. Напомню, пенсионный возраст у женщин – 55 лет, у мужчин 60 лет. Главное, чтобы документы были представлены в Пенсионный фонд не позднее, чем за 9 месяцев.
— Куда необходимо обращаться гражданам?
— Неработающие граждане могут обратиться в клиентские службы отделов ПФР по месту регистрации или проживания. Прием осуществляется по предварительной записи. Работающие граждане и индивидуальные предприниматели должны обращаться непосредственно через работодателя для проведения заблаговременной работы.
— Бывают случаи, когда работодатели не очень заинтересованы сбором документов своих сотрудников. Насколько они правы?
— Пенсионный фонд с работодателями заключает Порядок взаимодействия по предоставлению документов своих сотрудников - будущих пенсионеров в электронном виде. Согласно данному Порядку в начале каждого года организация предоставляет в Пенсионный фонд список работников, которые в ближайшие 12 месяцев достигнут пенсионного возраста. Далее по защищенным каналам связи с применением электронной цифровой подписи в ПФР предоставляются отсканированные копии документов, необходимых для назначения пенсии.
На сегодняшний день в Севастополе Пенсионный фонд взаимодействует более чем с 600 организациями. К сожалению, некоторые работодатели не хотят заключать данное соглашение, тем самым теряя рабочее время своих работников, которым зачастую приходится отпрашиваться с работы, чтобы обратиться в Пенсионный фонд.
— Какие документы необходимо предоставить для рассмотрения в Пенсионный фонд?
— В клиентскую службу ПФР или в кадровую службу работодателя необходимо предоставить оригиналы документов, удостоверяющих личность (паспорт), СНИЛС, документы о трудовом стаже (трудовая книжка), документы о прохождении воинской службы, об обучении. Кроме этого при наличии предоставляется справка о заработной плате за 60 месяцев до 1 января 2002 года. Если у гражданина есть другие значимые документы, он может также предоставить их в Пенсионный фонд.
— А что же делать человеку в случае утери трудовой книжки?
— Можно обратиться в кадровую службу, где вам заведут дубликат трудовой книжки. Если человек работал не в одной организации, то такой трудовой стаж подтверждается справками, которые выдают работодатели или архивные учреждения. Для этого и существует возможность заблаговременной работы, так как специалисты Пенсионного фонда могут оказать практическую помощь в истребовании необходимых справок и документов.
Хотелось бы отметить, что если оценка пенсионных прав идет в рамках международного Соглашения о гарантиях прав граждан участников СНГ в области пенсионного обеспечения, то для лиц, которые не имели регистрации на 18 марта 2014 года в г. Севастополе или Республике Крым, период работы с 1 декабря 1991 года подлежит обязательной проверке и подтверждению компетентными органами тех государств, где протекала работа. Следует понимать, что переписка с другими государствами занимает достаточно продолжительное время.
— Скажите, пожалуйста, назначается ли пенсия гражданину, у которого не хватает каких-либо документов?
— В любом случае, при наступлении пенсионного возраста человеку необходимо прийти в Пенсионный фонд для подачи заявления о назначении пенсии с теми документами, которые у него есть.
Далее с момента подачи заявления о назначении пенсии гражданин имеет трехмесячный срок для предоставления недостающих документов.
— Куда и каким образом подается заявление о назначении пенсии?
— Заявление можно подать несколькими способами: лично при обращении в клиентскую службу, через работодателя по защищенным каналам связи, отправить по почте, при обращении в МФЦ, а также в электронном виде на портале госуслуг или на сайте ПФР.
— Как человек может узнать о результатах проведенной работы?
— По окончании заблаговременной работы гражданину направляется уведомление, в котором описаны его сформированные пенсионные права — какая заработная плата будет учтена, какие периоды трудового стажа уже учтены, и какие требуют дополнительного подтверждения, какие запросы и куда были направлены. И, соответственно, когда и куда необходимо будет обратиться для подачи заявления о назначении пенсии.
— Напомните, где можно получить консультацию по заблаговременной работе?
— Консультацию можно получить в клиентских службах отделов ПФР. Для работодателей консультации предоставляются в отделе оценки пенсионных прав застрахованных лиц в Управлении ПФР в г. Севастополе по адресу ул. Киевская/Л.Толстого 11/35, кабинет 104.
— Благодарим за беседу.