На актуальные вопросы пенсионного обеспечения касательно перерасчета пенсий ответила Елена Духнина — начальник отдела организации назначения‚ перерасчета пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю.
— Елена Владимировна, расскажите, как производится перерасчет пенсий, и что для этого нужно?
— Это зависит от того, о каком перерасчете пенсии идет речь. Есть перерасчеты, которые осуществляются на основании заявления пенсионера, а есть перерасчеты, которые осуществляются в беззаявительном порядке непосредственно органами Пенсионного фонда. К таким беззаявительным перерасчетам относится, например, индексация пенсий.
Она производится ежегодно, в этом году — с 1 января 2018 года для получателей страховых пенсий, с 1 апреля текущего года — для получателей социальных и государственных пенсий.
Другой вид беззаявительного перерасчета — корректировка размера пенсии. Она осуществляется ежегодно с 1 августа пенсионерам, работавшим в предшествующем году. В частности, с 1 августа 2018 года Пенсионный фонд осуществит перерасчет пенсий тем пенсионерам, которые работали в 2017 году.
Кроме того, беззаявительный перерасчет осуществляется пенсионерам, которые увольняются, так как им полагается перерасчет пенсии с учетом ранее производимых индексаций.
— А какие документы необходимо подать для перерасчета, осуществляемого на основании заявления пенсионера?
— Необходимо обратиться в клиентскую службу отдела ПФР по месту регистрации или проживания и предоставить необходимые документы. Какие — зависит непосредственно от вида перерасчета. Это может быть неучтенный стаж до 2015 года, для которого предоставляется трудовая книжка или справка от работодателя, также можно предоставить справку о заработной плате за любые пять лет до 2002 года.
— Бывают случаи, когда прошло три месяца с момента официального увольнения, а размер пенсии не увеличился. В клиентской службе ПФР объясняют это тем, что у пенсионера «сохраненный размер пенсии»... Что это - «сохраненный размер пенсии»?
— Сохраненный размер пенсии - это те суммы пенсии, которые пенсионер получал в декабре 2014 года. Сохраненный размер у каждого свой. Так, это размер пенсии, посчитанный по украинскому законодательству, увеличенный в два раза (по Указу Президента РФ) и переведенный из гривен в рубли.
В январе 2015 года все пенсии были пересчитаны по российскому законодательству. Тем пенсионерам, у которых размер пенсии, исчисленный по российскому законодательству, вышел меньше, выплачивается «сохраненный размер» пенсии, который пенсионер получал в декабре 2014 года. Но важно помнить, что «сохраненный размер» не индексируется. Увеличению подлежит пенсия, рассчитанная по российскому законодательству. И как только "российская пенсия" при очередном перерасчете достигнет или превысит «сохраненный размер», начнется выплата пенсии, рассчитанной по российскому законодательству.
— Вы сказали, что в августе будет произведена корректировка пенсий тем пенсионерам, кто работал в 2017 году, нужно ли подавать для этого заявление?
— Заявление подавать не нужно — это еще один вид беззаявительного перерасчета. Органы Пенсионного фонда располагают необходимой информацией об уплаченных страховых взносах в 2017 году. На основании таких данных, размещенных на индивидуальном лицевом счете пенсионера, Пенсионный фонд осуществит перерасчет пенсии.
— У нас в городе создана комиссия по реализации пенсионных прав жителей города. Расскажите, подробнее.
— В сентябре 2016 года на основании Распоряжения Правительства Севастополя была создана комиссия по реализации пенсионных прав граждан города Севастополя. Ее цель — помочь тем гражданам, которые не могут подтвердить свой стаж или заработную плату документами, справками с предприятий и т. д.
Бывают такие ситуации, когда человек теряет трудовую книжку, а предприятие уже ликвидировано и документы в архив не были сданы. Индивидуальные предприниматели также подтверждают осуществление предпринимательской деятельности за период до 2015 года через комиссию.
— Кто чаще всего обращается с заявлениями?
— Чаще всего на комиссию обращаются именно индивидуальные предприниматели. Они предоставляют свидетельство о регистрации физического лица — предпринимателя по законодательству Украины, у кого-то сохранились квитанции об уплате страховых взносов и единого налога. У некоторых есть справки, полученные ранее в органах налоговой службы Украины. Отмечу, что при предоставлении подобных документов решение комиссии практически всегда принимается в пользу обратившегося, и выносится положительное решение.
— Какие документы необходимо предоставить на комиссию?
— Что касается периодов работы в качестве наемного работника, граждане могут принести справки о заработной плате, какие-либо первичные документы о работе. Кроме того, принимаются справки от предприятий, организаций, не являющихся правопреемниками организаций, в которых работал гражданин, но на территории которых хранятся соответствующие документы, не переданные в архив.
— Спасибо за беседу.