Финансирование предупредительных мер на проведение мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в 2023 году
Нормативно-правовые акты
Расчет суммы финансового обеспечения
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счёт собственных средств с последующим возмещением произведенных им расходов за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее- Фонд) в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, но не более суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), начисленных страхователем за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Страхователь направляет на финансовое обеспечение предупредительных мер до 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Объём средств может быть увеличен до 30 процентов сумм страховых взносов при условии направления страхователем дополнительного объёма средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
В случае, если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял два последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, рассчитывается исходя из отчетных данных за три последовательных календарных года, предшествующие текущему финансовому году, и не может превышать сумму страховых взносов, начисленных им за текущий финансовый год, за вычетом расходов, произведенных в текущем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Прием заявлений и документов
С заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации (Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю) в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе по адресам, размещённым на официальном сайте Фонда (www.sfr.gov.ru), либо в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
Причины для отказа
Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
- если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
- представленные документы содержат недостоверную информацию;
- если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
- при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
Кроме того, страхователь в срок до 20 ноября текущего финансового года имеет право обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации с заявлением о внесении изменений в план финансового обеспечения, согласованный территориальным органом Фонда, в пределах суммы финансового обеспечения в соответствии с согласованным территориальным органом Фонда планом финансового обеспечения, с обоснованием необходимости внесения изменений в план финансового обеспечения и предоставлением полного комплекта документов, предусмотренных пунктами 4 - 6 Правил, для обоснования предупредительных мер, по которым в план финансового обеспечения вносятся изменения.
Принятие решения о внесении изменений в ранее согласованный территориальным органом Фонда план финансового обеспечения осуществляется в порядке, установленном пунктом 10 Правил.
ВНИМАНИЕ! В случае неполного использования указанных средств страхователь сообщает об этом в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации до 10 октября текущего года.
Для возмещения произведенных страхователем расходов на оплату предупредительных мер необходимо обратиться в территориальный орган Фонда по месту регистрации с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
Информация об изменениях в законодательстве!
Обращаем внимание страхователей, что с 11.07.2023 вступил в силу Приказ от 27.02.2023 № 101н «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июля 2021 № 467н» (далее – Приказ № 101н)
По правоприменительной реализации изменений, внесенных Приказом № 101н в Правила финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных Приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (далее - Правила) необходимо учесть следующие изменения.
- По подпункту «в» пункта 3 Правил
Обучение по оказанию первой помощи пострадавшим и (или) обучение по использованию (применению) СИЗ за счет средств СФР возможно только при условии включения указанных тем в программу обучения требованиям охраны труда, а не как отдельных программ обучения.
Также отмечаем, что обучение требованиям охраны труда и проверка знания требований охраны труда осуществляется с отрывом от производства.
- В целях минимизации количества документов, предоставляемых страхователем для получения решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, из перечня документов, исключены:
- копия перечня мероприятий по улучшению условий труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда (далее – СОУТ);
- копия локального нормативного акта о создании комиссии по проведению СОУТ;
- копии отчетов о проведении СОУТ (сводной ведомости результатов проведения СОУТ), предусмотренных п.5 и подпунктами «а», «б» и «н» п.6 Правил, соответственно.
- По п.п. «м» п.3 Правил страхователь вправе приобретать оборудование, непосредственно обеспечивающее проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ. Для обоснования финансового обеспечения данного мероприятия страхователь предоставляет копии (выписки из) технических проектов и (или) проектной документации, которыми предусмотрена необходимость в приобретении страхователем соответствующего оборудования.
Кроме того, данная организация должна быть аккредитована и зарегистрирована в реестре организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда (в части обучения по охране труда). Программное обеспечение для работы оборудования, должно иметь государственную регистрацию в реестре российского программного обеспечения, формирование и ведение которых осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
- Обращаем особое внимание, что компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, предусмотренные нормативным правовым актом, за счет средств СФР не предусмотрены.
- Одновременно информируем, что Приказом № 101н вносятся изменения, предусматривающие право для страхователей, получивших разрешение на финансовое обеспечение предупредительных мер в неполном объеме, обратиться до 20 ноября текущего года с заявлением на корректировку плана финансового обеспечения и увеличение объема средств на указанные цели до 30 процентов в случае направления дополнительного объема средств на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством РФ. При условии использования средств на другие мероприятия корректировка плана возможна только в пределах разрешенной суммы в соответствии с согласованным отделением СФР планом финансового обеспечения.
Бланки и формы документов
- Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер;
- План финансового обеспечения предупредительных мер;
- Заявление о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры;
- Примерная форма перечня приобретаемых СИЗ