28 апреля в 11.00 в большом зале администрации Тамбовской области состоится встреча выдающихся жителей Тамбовщины, прошедших войну детьми, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Акция получила название «Детство, опаленное войной». Инициаторами ее проведения выступили региональное отделение «Союза пенсионеров России», администрация Тамбовской области, региональное отделение партии «Единая Россия», Общественная палата Тамбовской области и отделение Пенсионного фонда РФ по Тамбовской области.
Время стремительно идёт вперёд. Стала историей Великая Отечественная война. В 2010 году исполняется 65 лет со дня её окончания. За эти годы выросло несколько поколений взрослых людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб.
Но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Тогда невыносимо трудно было всем – и старым, и малым, и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбёжек и страшной тишины сиротства…
Их детство поглотила война, а юность – послевоенная разруха и голод.
Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам.
Давайте же вспомним, чем жила Тамбовская область в годы войны и как встретили и пережили это тяжелое время дети войны.
Фронт рядом
Прифронтовое положение Тамбовской области способствовало ее превращению в крупную госпитальную базу страны.
Развертывание новых госпиталей началось уже в июне 1941 г., а 4 июля тамбовские госпитали приняли первую партию раненых. Во время войны в области размещалось в общей сложности свыше 250 госпиталей для раненых и больных красноармейцев, в которых находилось на излечении около 600 тыс. солдат и офицеров.
Тамбовчане – фронту
Неразрывными узами были связаны между собой фронт и тыл в годы Великой Отечественной войны. Всем жертвовали советские люди ради свободы и независимости страны. В ноябре 1942 года колхозники сельхозартели «Красный доброволец» Избердеевского района начали сбор денег на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Подхватив почин, трудящиеся области за две недели собрали 40 миллионов рублей. 14 и 15 декабря 1942 года танки с надписями на башнях «Тамбовский колхозник», построенные на эти деньги, были переданы Красной Армии. Ими были укомплектованы многие соединения и части. В 1943-1944 годах на средства тамбовцев были построены эскадрильи боевых самолётов, торпедные катера, бронепоезд «Тамбовец». 214 миллионов рублей поступило в фонд обороны от населения области в годы войны, тамбовские семьи отправили для бойцов Красной Армии более 20 железнодорожных вагонов теплых вещей и подарков.
Помощь эвакуированным
В 1941 – 1945 гг. руководству области пришлось решать сложную задачу по размещению на территории края эвакуированных и беженцев (за 1941–1942 гг. около 200 тыс. человек), устройству сирот, поддержанию семей фронтовиков. Активное участие в указанных акциях приняла местная общественность (сбор теплых вещей, ремонт помещений детских домов и интернатов, заготовка топлива). В 1943–1944 гг. в области для сирот и детей фронтовиков было открыто 40 колхозных детских домов, которые находились на балансе колхозов (инициатива колхозов Избердеевского района). Всего же за годы войны в Тамбовской области было открыто 148 детских домов более чем на 8000 мест. С целью оказания материальной помощи детям обкомом комсомола совместно с областным отделом народного образования были учреждены денежные фонды «Помощь детям» и «Всевобуча», в которые местным населением было внесено свыше 5 млн. р. В ходе 9 воскресников предприятиями и артелями области было изготовлено для нуждающихся детей 8000 пар обуви и 14 000 ед. верхней одежды (пальто и костюмов), переведено подшефным детским домам и интернатам 600 тыс. р. Для обслуживания семей военнослужащих было сформировано около 3000 тимуровских команд. Получило распространение патронирование детей, оставшихся без родителей. С этой же целью в 1944 г. в Тамбове было открыто суворовское военное училище.
Промышленность
Начало войны потребовало быстрой перестройки промышленного производства области на выпуск военной продукции, изменения режима рабочего времени, решения проблемы обеспечения предприятий кадрами, топливом, сырьем.
Наиболее остро встала проблема обеспечения предприятий области рабочей силой. Проблема была решена за счет возвращения на производство рабочих пенсионного возраста, мобилизации на предприятия негодных к воинской службе, женщин и подростков. Фактически нижний возрастной порог работающих на предприятиях в годы войны составлял 14 лет. По некоторым данным, к концу войны на молодых рабочих приходилось до 80 процентов выполненных производственных заданий.
Сельское хозяйство
Самым тяжелым испытанием война стала для тамбовского крестьянства – основного поставщика для фронта и промышленности людских резервов, продовольствия и сырья.
Нехватка техники и живой тягловой силы усугублялась катастрофическим дефицитом на селе в годы войны рабочих рук. Единственный путь решения кадровой проблемы областные партийные и государственные структуры видели в тотальной трудовой мобилизации сельского населения: начиная с 8 – 10 лет и заканчивая 80-летними. Особенно массовым стало участие в сельхозработах тамбовских школьников (прополка, сбор колосьев): летом 1941 г. на полях области работало свыше 100 тыс. школьников, в ходе уборки хлеба в 1942 г. – 59 тыс., летом 1943 г. – свыше 123 тыс., в хлебоуборочных работах 1944 г. принимало участие по неполным данным 51 тыс. учащихся.
Повседневная жизнь
Повседневная жизнь тамбовчан в годы войны, как и всего советского тыла, характеризовалась крайне низким уровнем материальных и жилищно-бытовых условий, каторжным трудом, хроническим недосыпанием. Постоянным было чувство голода.
С началом войны из государственных магазинов сразу исчезли продовольственные товары, что одновременно вызвало резкий скачок на них рыночных цен. Осенью 1941 г. в области была введена карточная система снабжения населения продуктами питания – хлебом, маслом, сахаром, крупой, по которой обеспечивались рабочие предприятий, служащие учреждений, иждивенцы и дети до 12 лет, а также все инвалиды войны и эвакуированные. Семьи колхозников оказались вне государственной нормированной системы распределения продовольственных товаров. Нормы были невысокими: рабочие оборонных предприятий получали по 600 – 700 г хлеба в день, в сельской местности – 400 г, дети – по 200 г, школьники – по 50 г, учащиеся профтехучилищ – по 300 г хлеба в день. Не легче было в сельской местности, где колхозников выручали приусадебные участки, а летом – продукты природы (рыба, ягоды, грибы). Обязательные поставки сельскохозяйственной продукции государству опустошали порой подчистую не только колхозные закрома, но и личные подворья крестьян. Государственная норма выдачи хлеба колхозникам на трудодень – 0,8 кг. – не соблюдалась: обычно выдавали по 100 – 200 г. на человека.
Учеба и досуг
В суровых условиях учились тамбовские школьники военных лет: все школьные здания были переданы госпиталям, и учебный процесс проходил в необорудованных и неотапливаемых помещениях. Зимой в классах стоял такой холод, что замерзали чернила. Учились в 2–3 смены. Не хватало тетрадей – их выдавали только для контрольных работ, все остальные задания выполняли между строк в старых тетрадях, на газетных и журнальных листах. Свободное от учебы время многие школьники проводили в госпиталях, ухаживая за ранеными, организуя вечера художественной самодеятельности. Летом – осенью учащихся городских и сельских школ отправляли на колхозные поля помогать убирать урожай. Старшеклассники в 1941–1942 гг. направлялись на строительство укрепленных рубежей. Но и в этих трудных условиях многие учащиеся стремились показывать высокую успеваемость, понимая, что от этого зависит боевой дух их отцов и старших братьев на фронте.
Украденное детство
Есть утверждение: «На войне детство быстро проходит». И это верно, потому что противоестественно сближение самих этих понятий. Те, кто попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Ну а те, кто выросли в после военном мире, – надо ли учить их памяти о войне, нарушать безмятежность их юных лет? Нет сомнения - необходимо. Память – наша история. Каким будет взгляд на неё ребёнка, таким будет наш завтрашний день. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Конечно, история войны писалась кровью, и, чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда не должны они перестать волноваться, узнавая о них.
Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области