Как сообщает пресс-служба ПФР, по данным за I квартал 2019 года, число заявлений граждан о досрочной смене пенсионного фонда, при которой происходит потеря инвестиционного дохода, уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,5 раза. Всего за первые три месяца переходной кампании этого года было подано 15 тыс. таких заявлений против 67 тыс. заявлений в прошлом году.
Самая большая доля досрочных переходов (86,5%), как и раньше, пришлась на перевод средств в негосударственные пенсионные фонды. Переводы с сохранением инвестиционного дохода, напротив, в большинстве случаев (85%) по-прежнему происходят, когда человек выбирает Пенсионный фонд России в качестве своего страховщика.
При этом участникам переходной кампании, согласно новому порядку, направлено 625 тыс. уведомлений о возможной потере инвестиционного дохода в случае досрочного перевода средств. Наибольшая часть уведомлений предоставлена через портал госуслуг.
Информирование о последствиях преждевременной смены пенсионного фонда – одна из новых мер, введенных в рамках действующей кампании. Начиная с этого года также ограничен перечень каналов, через которые можно подать заявление о переводе пенсионных накоплений. Оба изменения направлены на то, чтобы повысить сохранность средств граждан и сократить число неправомерных переводов, осуществляемых без ведома человека.
Подать заявление о переводе средств в настоящий момент можно только через управления и клиентские службы Пенсионного фонда России, а в электронной форме – через личный кабинет на портале госуслуг. Заявление в ПФР при этом подается лично самим застрахованным либо его представителем. Направленные по почте или курьером заявления, в отличие от прошлых переходных кампаний, больше не принимаются к рассмотрению.
Независимо от того, какой из двух каналов подачи заявления выбран, человеку в обязательном порядке предоставляется информация о потере инвестиционного дохода, которая происходит при досрочном переводе пенсионных накоплений (до истечения пятилетнего периода нахождения средств в одном фонде). Сумма убытка рассчитывается в каждом конкретном случае и отображается в уведомлении, которое сам человек либо его представитель в обязательном порядке подписывают при подаче заявления, собственноручно или в цифровой форме.
Чтобы перевести пенсионные накопления через портал Госуслуг, как и раньше, необходима электронная квалифицированная подпись, которую выдают удостоверяющие центры, аккредитованные Минкомсвязью России. При этом в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России по-прежнему остается возможность сменить управляющую компанию, сохранив ПФР в качестве своего страховщика. Так же как и при подаче заявления через портал госуслуг, для этого потребуется квалифицированная электронная подпись. Если пенсионные накопления формируются в ПФР, менять управляющую компанию или инвестиционный портфель управляющей компании можно каждый год, не теряя при этом инвестиционного дохода.
Еще одно нововведение касается сроков подачи заявления. Если раньше оно принималось в течение всего года, то теперь это происходит до 1 декабря. Изменение связано с тем, что отказаться от перехода в выбранный фонд можно в течение месяца с момента, как подано заявление. Для этого подается уведомление об отказе от смены страховщика, после которого можно подать новое заявление о переводе средств либо оставить их в прежнем фонде. При отсутствии уведомления решение о переводе средств будет приниматься на основе более раннего заявления.
Сроки подведения итогов переходной кампании остались прежними. Решение по принятым в течение 2019 года заявлениям граждан будет вынесено до 1 марта 2020 года (в случае досрочного перехода) либо до 1 марта года, в котором истекает пятилетний срок нахождения средств в одном фонде (в случае срочного перехода, происходящего без потери инвестиционного дохода). Сами пенсионные накопления переводятся в новый фонд до 31 марта.
Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области
«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93