ОПФР по Тамбовской области обращает внимание своих клиентов, что практически ежедневно криминальные сводки содержат информацию о том, что пожилые люди становятся жертвами мошенников, теряя при этом свои пенсионные накопления.
Забота о здоровье и материальном обеспечении пенсионеров - вот два основных аргумента, активно используемых аферистами, чтобы втереться в доверие и добраться до денег пожилых людей. Зачастую мошенники скрываются за маской представителей социальных структур, чтобы вводить в заблуждение и обманывать доверчивых стариков.
Как правило, схема мошенничества в отношении людей пожилого возраста выглядит следующим образом: по домам ходят люди, представляющиеся работниками органов ПФР или социальными работниками, дезинформируют бабушек и дедушек, говоря о том, что им, якобы, неправильно рассчитали пенсию. Поэтому ПФР предоставляет доплату наличными непосредственно на дому. Причины доплаты могут быть и другими – за продолжительный стаж, за непрерывный стаж на одном предприятии, долгую семейную жизнь, определенное количество детей, компенсация за некую неиспользованную турпутевку, обмен денег и т.д.
При этом пока один из аферистов общается с пенсионером (просит написать заявление, расписаться в ведомости, разменять деньги и т.п.), другой, тем временем, обшаривает дом, в поисках накоплений пожилых людей.
Похожая схема используются и при телефонном общении, только в этом случае преступники под различным предлогом выпытывают у пенсионеров реквизиты банковской карты, с которой потом похищают деньги.
Активизировались в последнее время разнообразные мошенники-юристы. Размещая рекламу о перерасчете пенсии, они предлагают свои услуги по «юридическому сопровождению» обращений в ПФР, которые, по словам аферистов, послужат основанием для пересчета пенсии и ее существенного увеличения. Правда, эти услуги они оказывают небезвозмездно: в соответствии с заключаемым с пенсионером контрактом, стоимость такой помощи может достигать нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Чаще всего «юридическая помощь» сводится к ксерокопированию имеющихся у пенсионеров документов личного хранения и каких-либо нормативно-правовых пенсионных документов. Естественно, такой набор бумаг не может служить основанием для перерасчета пенсии, и размер пенсии у пожилых людей не увеличивается. При этом договор между «юридической организацией» и пенсионером составляется так, что ответственность за отрицательный результат перед пенсионерами она не несет.
Причем в последнее время мошенники стали повышать свой «профессиональный уровень» и в процессе разговора употребляют обороты и термины, характерные для работников Пенсионного фонда, ссылаются на различные нормативно-правовые документы, законы, упоминают фамилии руководства страны или региона, вводя пожилых граждан в заблуждение. Для большей убедительности мошенники нередко вывешивают на подъездах домов объявления, что в такое-то время по квартирам будут ходить представители ПФР и просят пенсионеров в это время быть дома.
Еще бывают случаи, когда мошенники рассылают СМС от имени Пенсионного фонда о повышении пенсии, правда, получившие весть о повышении пенсии должны перечислить определенную сумму на указанный в СМС номер. Иногда под предлогом того, что пенсионеру нужно срочно поменять паспорт, лже-представители ПФР или социальных служб забирают документ у владельца и на его имя берут кредиты в банке.
Кроме того, есть примеры, когда аферисты создают сайты-подделки, похожие на официальный сайт ПФР, где размещаются фейковые новости и разъяснения, которые зачастую служат причиной массовых обращений пенсионеров за комментариями в органы ПФР.
Имеют место факты рассылки писем с почтовых адресов, якобы принадлежащих Пенсионному фонду, в которых содержится просьба перейти по ссылке, которая, на первый взгляд, указывает на сайт ПФР. Однако по ссылке, указанной в письме, содержится вредоносное программное обеспечение, способное нарушить работу компьютера.
Пенсионный фонд предупреждает, что не занимается рассылкой электронных писем, содержащих вложения, поэтому просит внимательнее относиться к получаемой корреспонденции и не поддаваться на уловки мошенников. Все необходимые сведения можно получить в клиентской службе ПФР или через «Личный кабинет» на сайте ПФР.
Другой группой лиц, которые становятся объектом внимания недобросовестных представителей негосударственных пенсионных фондов (как правило), являются граждане 1967 года рождения и моложе, т.е. лица, у которых формируется накопительная пенсия.
Первым делом, заходя в квартиру, посетители выясняют, есть ли в доме граждане 1967 года рождения и моложе и если есть, начинают рассказывать «страшилки» о том, что государство «заморозило» пенсии, пенсионные деньги ушли «на Крым», государственный ПФР работает плохо, прибыли не приносит, и если срочно не перевести пенсионные накопления в НПФ, который они представляют, то человек останется без пенсии. И необходимо прямо сейчас, срочно, на месте подписать договор с НПФ, тогда все будет в порядке. А если граждане дадут им свои персональные данные (паспорт, СНИЛС), то они сами оформят все необходимые документы, даже подпись застрахованного лица уже будет не нужна.
Правда, зачастую представители НПФР «забывают» рассказать о том, что при переводе пенсионных накоплений гражданина до истечения 5-летнего срока, в «новый» НПФ будет переведен только номинал имеющейся суммы, а заработанный «старым» НПФом инвестиционный доход клиента останется у «старого» НПФ.
Даже если гражданину показывают удостоверение (хотя в подавляющем большинстве случаев незваные гости обходятся без демонстрации каких-либо документов), не стоит верить тому, что они говорят, и ни в коем случае не выполнять просьбы о представлении каких-либо бумаг или персональных данных.
Если же кто-то представляется сотрудником ПФР, тамбовчане должны знать, этот человек – самозванец. Он не имеет права заставить жильцов отдать паспорт, заполнить какие-то бланки, подписать договоры и т.д.
Не трудно заметить, что суть всех перечисленных выше сценариев сводится к одному - человека надо напугать или заинтересовать. При этом главная задача злоумышленника - сделать так, чтобы жертва приняла решение здесь и сейчас, не дать ей опомниться и спокойно обдумать ситуацию. Поэтому, если на пенсионера оказывают давление, запугивают или сулят золотые горы, - это первый признак мошенничества.
Если вам звонит (стучит в дверь) незнакомый человек и сообщает о проблемах с деньгами на вашем пенсионном счете в банке или предлагает получить вам какие-то выплаты, положите трубку (не открывайте дверь), не вступая с ним в разговор. Если собеседник представился от имени банка или государственной структуры, перезвоните сами в эту организацию и уточните, соответствует ли действительности информация, которую вы только что услышали. В банк, например, нужно звонить по номеру, который указан на оборотной стороне карты. При возможности посоветуйтесь с родными или друзьями, но не принимайте моментальных решений. Помните: если кто-то просит вас сообщить по телефону данные вашей банковской карты, пароль для перевода денег, который приходит по СМС, если на вас давят, чтобы вы немедленно приняли решение, - это точно звонит мошенник.
Говоря о противодействии мошенничеству лже-юристам, целесообразно привести поучительный пример о судебных разбирательствах с ними московского пенсионера. Не так давно, Мосгорсуд взыскал 2 миллиона с «юристов», бравших на себя неисполнимые обязательства. Мосгорсуд подтвердил решение Тверского суда столицы о взыскании почти 2 млн. рублей с юридической компании, которая, пользуясь правовой безграмотностью клиента, получала от него деньги за неисполнимые услуги по пересчету пенсии. «Юристы» за 80 тыс. рублей пообещали помочь пенсионеру в вопросе перерасчета пенсии. Изучив трудовую книжку, представители фирмы сообщили, что, якобы, государство действительно ему недоплачивает. И в ходе переговоров с ПФР им удастся добиться положительного результата.
Однако в итоге никакого перерасчета сделано не было, и «юристы» уговорили пенсионера начать с Пенсионным фондом судебное разбирательство. Между ними был заключен еще один договор на сумму почти 500 тыс. рублей. За эти деньги фирма обязалась провести правовой анализ ситуации и представлять интересы пенсионера в суде первой инстанции. Однако, и эта авантюра, заведомо обреченная на провал, не удалась, и завышенные требования, не соответствующие законодательству РФ были судом отклонены. В итоге, пенсионер, когда понял, что его ввели в заблуждение, потребовал вернуть все уплаченные деньги. А когда ничего не получил, обратился с иском в суд, но уже на мошенников из «юридической конторы». И только таким путем, потеряв время и здоровье, деньги на оформление документов для судебного процесса, добился возвращения потраченных денежных средств.
Но далеко не всем обманутым пенсионерам хватает сил, здоровья, терпения, знаний, чтобы осилить подобные судебные тяжбы против мошенников. В основном большинство пострадавших остаются ни с чем: и без денег, и без решения своего вопроса.
Поэтому ПФР настоятельно рекомендует решать все самые сложные вопросы пенсионного обслуживания непосредственно у специалистов Пенсионного фонда России.
Чтобы избежать случаев мошенничества, Отделение ПФР по Тамбовской области советует не открывать дверь и не пускать «представителей Пенсионного фонда» или социальных служб на порог. Или незаметно для непрошенных гостей вызвать полицию, которая выяснит, не являются ли визитеры мошенниками. В подавляющем большинстве случаев самозванцы действуют предельно осторожно и исчезают, как только почувствуют опасность.
Просим всех, особенно граждан пожилого возраста, проявлять бдительность и не передавать мошенникам конфиденциальную информацию. Обо всех положенных пенсионных выплатах можно узнать в «Личном кабинете» на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации, приложении ПФР для смартфонов и на портале госуслуг.
Обо всех подозрительных фактах посещения граждан лже-работниками ПФР и социальных служб необходимо сообщать в правоохранительные органы.
За консультацией по пенсионным вопросам можно обращаться по телефонам «горячей линии» Отделения ПФР по Тамбовской области – (84752) 79-43-99, 79-43-93, на сайт ПФР или непосредственно в территориальные органы ПФР.
Одновременной с этим напоминаем жителям области, что начиная с 30 марта 2020 года прием граждан в клиентских службах управлений ПФР в городах и района области осуществляется только по предварительной записи.
Телефоны предварительной записи управлений ПФР, а также электронный сервис, с помощью которого можно записаться на прием, размещен на официальном сайте ПФР. Записаться на прием можно и на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Такое решение принято с целью профилактики распространения коронавируса и сокращения мест массового нахождения людей.
Сотрудники территориальных органов ПФР готовы ответить на вопросы и проконсультировать граждан по телефонам «горячих линий» Отделения ПФР (79-43-93 и 79-43-99) и управлений ПФР, перечень телефонов которых размещен на сайте ПФР (www.pfrf.ru).
Аналогичные справочные телефоны работают во всех районных клиентских службах области. Найти контактную информацию можно на сайте ПФР в разделе «Контакты региона», «Найти клиентскую службу», предварительно выбрав субъект РФ – Тамбовская область.
Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области
«горячая линия» 8-800-600-07-54