Отделение ПФР по Томской области было создано 16 апреля 1991 года. Первоначально коллектив разместился в четырех кабинетах небольшого административного здания. Первый руководитель Отделения, Олег Федорович Большаков, возглавлял его 16 лет (с апреля 1991 года по январь 2007 года).
Большой опыт работы в отделе социального обеспечения Томского облисполкома позволил первому Управляющему подобрать хорошую команду профессионалов и четко организовать работу в совершенно новом для того времени направлении: сбор страховых взносов, своевременное финансирование выплаты государственных пенсий. Благодаря слаженной работе службы уполномоченных по всей области, на территории региона практически не было задержек в выплате пенсий. В числе первых в Отделение были приняты: Т.Н.Газиева, Л.В.Логинова, Н.Г.Янович, В.М.Картавых, Н.С.Черепнин, В.И.Ситников, И.В.Гуммер, О.М.Егорова, П.Б. Исаков, И.В. Березина и другие.
Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета
В 1996 году, в силу вступил Федеральный закон «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования» (от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ). С этого момента показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было раньше, а во время их трудовой деятельности.
Для решения всех вопросов по организации системы персонифицированного учёта в области в Отделении было создано специальное подразделение. Работа по подбору кадров в новую структуру была проведена на должном уровне. Отделом персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Отделения ПФР по Томской области с момента создания до 2003 года руководила Валентина Григорьевна Ашмянская.
– Валентина Григорьевна была удивительным человеком, – рассказывает начальник отдела организации персонифицированного учета Ирина Владимировна Бурлакова. – Яркая, умная, харизматичная, с прекрасным чувством юмора. Профессионал с большой буквы. Идейный вдохновитель и организатор персонифицированного учета Томской области. Строгая, но всегда справедливая, если она кого-то ругала, то это точно за дело. Пользовалась авторитетом не только у коллег Томской области, но и других регионов. К ней всегда обращались за советом, знали, что обязательно поможет. Лидер во всех проявлениях, она долгое время являлась председателем профсоюзного комитета Отделения ПФР. Когда она заходила в помещение, все знали – идет Валентина Григорьевна. Сразу становилось шумно, жизнь буквально бурлила. Все специалисты районного уровня знали Валентину Григорьевну «в лицо», потому что она объезжала все управления и отделы ПФР области. С ней было легко обсуждать проблемы, она знала работу изнутри, пройдя путь от уполномоченного одного из районов Томска до заместителя управляющего Отделения ПФР. До сих пор, при решении поставленных задач, невольно думаешь, а как бы Валентина Григорьевна поступила.
Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
Для сокращения времени и трудозатрат, для удобства взаимодействия предприятий и организаций с Пенсионным фондом введен электронный документооборот. На сегодняшний день в системе электронного документооборота ПФР участвует более 30 тысяч страхователей-работодателей Томской области.
Установление и выплата пенсий
С 1 января 2002 года был запущен механизм преобразования пенсионной системы России. Впервые в истории в ее основу были положены страховые принципы. К этому времени на территории Томской области завершилось формирование единой пенсионной службы, тогда коллектив Отделения пополнился специалистами по назначению и выплате пенсий. И многие из тех, кто уже работал с О.Ф. Большаковым, вновь стали работать под его руководством.
Так, Елена Анатольевна Анохина, ведущий специалист-эксперт Отдела организации работы клиентских служб, когда-то тоже начинала трудовую деятельность в Облсобесе. В Отделении ПФР она возглавила отдел организации назначения и перерасчета пенсий и руководила им до декабря 2014 года. Вот, что она рассказывает:
- В Отделении фонда нас, большой отряд «собесовцев», встретили настороженно. С одной стороны, необходимо было организовать бесперебойную работу и не сорвать выплату пенсий. С другой – слабое оснащение служб в районах тоже требовало «материального» внимания: не хватало мебели, помещений, оборудования. Приходилось срочно обучать специалистов работе в таких условиях. Наплыв населения, жёсткие требования соблюдения установленных сроков при выполнении работ, а зачастую и отсутствие необходимых опыта и знаний компенсировались выходными днями и вечерами, проведёнными на работе. Уже затемно приходили домой, оставляя у подушки ручку и бумагу, чтобы записать приходящие даже во сне необходимые решения очередных рабочих проблем. Именно благодаря слаженной и дружной работе удалось не только избежать срыва или задержки в выплате пенсий, но и обеспечить квалифицированное обслуживание населения.
Первые клиентские службы ПФР в Томске
С 1 сентября 2004 года в Томске начали свою работу сразу четыре клиентские службы. К началу 2007 года они были внедрены в деятельность всех Управлений ПФР Томской области.
В том же 2007 году Отделение возглавил Александр Михайлович Дронников. Он сделал большой вклад в оборудование клиентских служб в соответствии с новыми требованиями времени: были установлены отдельные кабинки, оборудование для холлов ожидания, появились дежурные специалисты для осуществления диспетчерских функций, поддержания порядка и очередности во время приёма, а также для выполнения несложных операций по обслуживанию клиентов.
– Для удобства посетителей клиентские службы стали работать в течение всего рабочего дня без перерыва на обед, – продолжает экскурс в историю экс-начальник УПФР в Колпашевском районе Ольга Михайловна Егорова. – В холлах, как и в наши дни, размещали справочную информацию, только изготавливали её сами на простом принтере в черно-белом варианте. В ожидании консультации посетители могли посмотреть телевизор, почитать газеты и специальную литературу, выпущенную ПФР, или просто обсудить местные новости. Порой заходили и лица без определённого места жительства – погреться и кипяточку попить из кулера. Сегодня и народу меньше, и очередей практически нет. А информационное оформление – просто на загляденье!
В настоящее время специалисты клиентской службы занимаются не только приёмом документов для назначения или перерасчёта пенсий: всё большее количество государственных услуг осуществляется ими в электронном виде без посещения заявителем офиса ПФР.
Отделение ПФР по Томской области сегодня
Сегодня в системе пенсионного обеспечения Томской области трудятся более 900 высококвалифицированных специалистов, обслуживающих около 300 тысяч пенсионеров, что составляет почти треть населения региона.
Качество выполняемых функций Пенсионного фонда РФ напрямую зависит от компетенции служащих, осуществляющих решение различных задач, возложенных на них. Все наши сотрудники ответственные, инициативные, активные, имеют высокий уровень квалификации. С целью развития кадрового потенциала для специалистов ПФР ежегодно проводится конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии".
- Потребность глубокого изучения законодательства, внедрения новых форм и методов работы с целью повышения профессионального уровня специалистов привела к идее об организации конкурсов мастерства «Лучший по профессии», который проводится в области с 2004 года» - рассказывает управляющий Отделением ПФР по Томской области Дмитрий Борисович Мальцев. - Условия конкурса, длящегося в период с апреля по сентябрь каждого года, предполагают не только проверку теоретических знаний и способность применения их на практике, но и соблюдение исполнительской дисциплины. Итоги конкурса, как правило, подводятся в торжественной обстановке с награждением победителей, которые в этот день при поддержке своих коллег имеют возможность блеснуть своими талантами. Кроме того, результаты конкурсантов учитываются и при их кадровом продвижении. Даже в этом году в нелёгких условиях пандемии нам удалось дистанционно определить победителей».
Во время подведения итогов конкурса «Лучший по профессии» жюри также оценивает результаты благоустройства территории офиса. Так, клумба, высаженная руками сотрудников Отделения ПФР, второй год подряд признаётся лучшей в соответствующей номинации общегородского конкурса.
Мы создаем атмосферу, в которой наши специалисты не только используют свой собственный опыт, но и бережно относятся к вкладу людей, стоявших у истоков создания Отделения. Так, 10 лет назад, в преддверии 20-летнего юбилея ПФР, появилась идея о создании постоянной экспозиции об истории социального обеспечения в Томской области. В стороне никто не остался: наши сотрудники активно начали поисковую работу на местах. Благодаря им удалось отыскать редкие материалы не только о пенсионном обеспечении, но и о жизни жителей области в далёкие годы прошлого века. Так, в старых пенсионных делах находили извещения о гибели на фронте, ранениях, полученных в боях при защите Родины. Да и сами дела, в которых протоколы и справки оформлялись на газетной бумаге или старых школьных тетрадях, тоже становились экспонатами.
- Благодаря помощи работников архивных учреждений удалось найти интересные документы, относящиеся к организации пенсионного процесса в различные периоды истории региона от губернии до наших дней, - вспоминает Елена Анатольевна Анохина. - Пополнялся музей и отдельными предметами быта. Это и перьевые ручки с чернильницами, записные книжки, почтовые уведомления о размере пенсии, денежные знаки прошлых лет, сувениры, старая вычислительная техника. Есть у нас даже патефон с пластинками и баян».
Материалы экспозиции широко используются при проведении экскурсий, открытых уроков пенсионной грамотности, занятий в Академии знаний для старшего поколения
- Все, что сделано было нашими предшественниками, мы стараемся сохранить и приумножить. Невзирая на стечение различного рода обстоятельств, мы стремимся осуществлять всё задуманное в настоящем, хоть на шаг приблизить будущее и при этом сохранить всё хорошее, что уже создано. Сегодня наглядно воссоздать картину прошлого позволяет наш замечательный музей истории социального обеспечения в Томской области, где регулярно проходят экскурсии для студентов и школьников, а приезжающие в Томск коллеги из других регионов с интересом знакомятся с экспонатами, ставшими поистине бесценным достоянием нашего коллектива. Мы надеемся, что благодаря слаженной и плодотворной работе всех подразделений Отделения Пенсионного фонда РФ по Томской области в нашем музее появятся новые страницы. (Дмитрий Борисович Мальцев, управляющий ОПФР по Томской области с мая 2009 года по сегодняшний день).
Деятельность Пенсионного фонда охватывает почти все население Томской области, начиная с самых молодых граждан - тех, кому еще далеко до пенсии. Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей для получения достойной пенсии в будущем, а органы Пенсионного фонда готовы обеспечить реализацию прав молодых людей и помочь им активнее управлять своим будущим пенсионным капиталом.
Распространению знаний об основах пенсионного обеспечения придаётся большое значение. Вот, что говорит об этом Ольга Николаевна Петрухина, заместитель управляющего Отделением ПФР по Томской области: «Обучение основам пенсионной грамотности мы проводим не только с учетом конкретной аудитории, но и тех задач, которые стоят перед работниками ПФР. На первом этапе нами формировались бригады из специалистов различных направлений (пенсии, персонифицированный учет, работа со страхователями, социальные выплаты и т.д.), чтобы привлечь всестороннее внимание слушателей к проблемам пенсионного обеспечения. Нередко наблюдали, как лекции, рассчитанные на молодёжную аудиторию, посещали преподаватели и сотрудники учебного заведения. Сегодня мы широко используем возможности социальных сетей, проведение лекций и открытых уроков в классах, аудиториях, в школьных музеях и даже на открытом воздухе».
Впереди у нашего Отделения, как и у Пенсионного фонда России в целом, много важных задач, направленных на совершенствование пенсионной системы и реализацию государственной политики в области социального обеспечения. Безусловно, сегодня есть все возможности и потенциал для их успешного решения.