События

Вопрос 1. Указываются ли коды территориальных условий труда при отражении в форме СЗВ-СТАЖ периодов работы застрахованного лица, но договору гражданско-правового характера в районах Крайнего Севера, а также в местности, приравненных к районам Крайнего Севера?

Правила отражения в форме СЗВ-СТАЖ периода работы застрахованного лица  гражданско-правового договора, в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к указанным районам, содержатся в Порядке заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для пеням индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (C3R-KOPP)», формы  «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат н иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

В соответствен с 6.6.11 Порядка в случае, если страхователь в сведениях по форме СЗВ-СТАЖ одновременно укажет код территориальных условий труда в коды работы застрахованного лица в рамках гражданско-правового договора, то такие сведения при приеме и проверке не будут квалифицированы как содержащие ошибку.

 

 

Вопрос 2. На основании каких документов кадрового учета страхователь должен заполнять сведения о периоде работы формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми заключены:

- договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг;

- договоры авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению нравами на коллективной основе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»2, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) по форме и форматам, утвержденным Пенсионным фондом Российской Федерации.

Сведения о страховом стаже застрахованного лица представляются страхователями по форме СЗВ-СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР от 11 января 2017 г. № 3п.

При заполнении формы СЗВ-СТАЖ на застрахованных лиц, с которыми организацией были заключены гражданско-правовые договоры, сведения о страховом стаже формируются на основании данных, содержащихся в договоре и факта начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на суммы выплат по договору.

Вопрос 3. Должны ли главы КФХ представлять отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в отношении себя, членов КФХ?

В соответствии со статьей 11 Федерального закона 16 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (далее - Расчет) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Информационное взаимодействия между ПФР и ФНС России осуществляется в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы н Пенсионного фонда Российской Федерации, Порядком обмена информацией

территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации и Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР в части регулярного обмена информацией (далее - форматы).

В соответствии с форматами, ФНС России передает в ПФР информацию из Расчета по каждому члену КФХ, в том числе даты начала и окончания членства застрахованного лица в КФХ. Указанные данные будут использованы для учета на индивидуальном лицевом счете периода работы застрахованного лица.

В этой связи, представление главами КФХ формы СЗВ-СТАЖ не требуется.

 

 

Вопрос 4. Какие документы или информацию необходимо передать в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации дли привлечения страхователя к ответственности за правонарушения, установленные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, и совершенные им по прежнему месту регистрации?

Правонарушение считается выявленным, в случае если составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если после изменения страхователем места регистрации, территориальным органом ПФР по его старому месту регистрации выявлены ошибки и (или) несоответствия между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, необходимо направлять информацию о выявленном правонарушении с приложением документов, подтверждающих факт указанного правонарушения (например, копия протокола проверки, квитанции о приеме, и т.д.), в территориальный орган ПФР по новому месту регистрации страхователя с целью инициирования процедуры привлечения страхователя к ответственности и взыскания финансовых санкций.

 

Вопрос 5. Следует ли применять финансовые санкции по Федеральному закону № 27-ФЗ к страхователям, которые не представили формы РСВ-1 с указанием в Разделе 6 тех застрахованных лиц, на которых ими представлены формы СЗВ-М?

Статьей 13 Федерального закона от 12 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3 определено Право ПФР осуществлять проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.

В случае выявления несоответствий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета согласно часто 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ страхователю направляется уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных липах, утвержденной приказом Минтруда, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

В случае непредставления страхователем в пятидневный срок исправленных сведений следует проводить оценку применения финансовых санкций в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., и редакции, действующей с 1 января 2017 г., и применять финансовые санкции в меньшем размере, данная позиция применима в отношении сведений раздела 6 формы РСВ-1 ПФР.

Вместе с тем, в случае непредставления страхователем корректирующих индивидуальных сведений в течение указанного срока, отделения ПФР вправе привлечь должностное лицо к административной ответственности, установленной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Вопрос 6. Имеет ли право территориальный орган ПФР требовать от организации информацию о Перечне рабочих мест, наименований профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, а также протоколов сверки Перечня и формы СЗВ-СТАЖ в ходе отчетной компании?

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ - СТАЖ, утвержденной постановлением Правления ПФР.

Форма отчетности содержит в себе информацию, отражающую данные о периоде работы застрахованного лица в условиях, дающие право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» по рабочим местам с особыми условиями труда

При этом подпункт 11 пункт 2 статья 11 Федерального закона № 27 - ФЗ предусматривает обязанность предоставления документов,  подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости (введена с 1 января 217 года).

Кроме того, в рамках полномочий, предоставленных страховщику – Пенсионному фонду Российской Федерации Федеральным законом № 167-ФЗ, территориальные органы ПФР обязаны осуществлять контроль за представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также вправе проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального(персонифицированного) учета застрахованных лиц, требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим  в ходе  указанных проверок.

Таким образом, требование о предоставлении в территориальные органы ПФР необходимых документов, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не противоречит действующему законодательству Российской Федерация.

Вопрос 7. Должен ли страхователь, имеющий несколько учредителей, одни из которых выбран руководителем, при отсутствии трудовых отношений с каждым из них, а также вознаграждений, представлять сведения персонифицированного учета в орган ПФР, в частности форму СЗВ-М и форму СЗВ-СТАЖ?

В соответствии с пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователями в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их учета представляются:

- сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ- СТАЖ-ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом,

- сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем).

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 167-ФЗ, застрахованными признаются лица, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.

При этом статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовые отношения, которые возникают в результате избрания и назначения на должность, характеризуются как трудовые отношения на основании трудового договора.

Таким образом, работодатель, зарегистрированный в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, обязан представлять отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организации в трудовых отношениях, в том числе на руководителя организации.

 

Вопрос 8. Нужно ли привлекать страхователя к ответственности за

нарушение норм Федерального закона № 27-ФЗ в случае, когда трудовые отношения возникают со дня фактического допущения работника (помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы) к работе до заключения трудового договора?

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь (работодатель) ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) по форме «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 08 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» прием на работу помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы может быть оформлен со дня фактического начала исполнения им своих обязанностей, если об этом содержится указание в представлении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, но не ранее дня начала осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий.

При этом согласно пункту 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в установленные законодательством сроки.

Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

В этой связи, страхователь обязан внести соответствующие изменения в первичную учетную документацию по учету кадров и представить сведения по форме СЗВ-М за все предшествующие отчетные периоды с даты начала фактического выполнения работником трудовых обязанностей, не позднее законодательно установленного срока для представления сведений за отчетный период, в котором издано распоряжение о приеме на работу.

Учитывая изложенное, при представлении сведений с типом формы «дополняющая» на помощников членов Совета Федерации в указанные сроки финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

 

Вопрос 9. Привлекать ли к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерация об административных правонарушениях, уволившихся руководителей организаций?

В соответствии со статьей 2.4 КоАП административной ответственности подлежит - должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполненная своих служебных обязанностей.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Следовательно, руководитель организации, допустивший нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы ПФР, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2006 г. отмечается, что прекращение трудовых отношений с руководителем организации, осуществлявшим организационно распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 КоАП, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя организации и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.

Дополнительно сообщаем, что для установления должностного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, в Методических рекомендациях по организации работы территориальных органов ПФР по применению статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рекомендовано использовать, в

частности, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При этом в распоряжении территориальных органов ПФР находится, поступившие из налоговых органов, выписки из ЕГРЮЛ, как до внесения изменений в сведения о физических лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, так и после их внесения.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием системы аналитики «Яндекс. Метрика», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта.

ПОДТВЕРЖДАЮ