В стране набирает силу деятельность против неформальной занятости и легализации трудовых отношений.
Одной из задач противодействия угрозам экономической безопасности страны является сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений.
Неформальная занятость приводит к несоблюдению трудовых прав и социальных гарантий работников, недополучению доходов в бюджет от налога на доходы физлиц.
«Минусы» неформальной занятости работодателя – это невозможность получать займы, кредиты и другую поддержку государства; невозможность привлечь работника к ответственности за несоблюдение трудовой дисциплины, обеспечить сохранность материальных ценностей и др.
Работники же сталкиваются с ущемлением своих социальных и трудовых прав. Соглашаясь работать «в тени», работник рискует полностью лишиться социальных гарантий, предусмотренных трудовым договором (пособие по уходу за ребенком, выходные пособия в случае увольнения по сокращению штатов и др.). И еще один важный момент – работодатель не будет перечислять страховые взносы на будущую пенсию работника. А поскольку не будет уплаты страховых взносов – нет и стажа, не будет и пенсии. Неприятность этой ситуации человек почувствует особенно остро, когда наступит время выхода на пенсию.
В Туве работа по снижению неформальной занятости проводится на территории каждого муниципального образования, созданы межведомственные рабочие группы. На данном этапе одна из главных задач - получение и обмен имеющейся информацией по обнаруженным фактам привлечения к труду лиц без оформления трудовых отношений.
Работа в данном направлении с прошлого года начала проводится совместно с федеральными ведомствами - ОПФР, УФНС и труд. инспекцией. В частности, Отделение ПФР по Республике Тыва проводит сверку данных, полученных от региональных межведомственных комиссий о закрепляемости на рабочих местах лиц, заключивших трудовые договоры. Данные для сверки фактов работы направляются в Межрегиональный информационный центр Пенсионного фонда России (МИЦ ПФР), в котором содержатся сведения о пенсионных правах россиян. Проверка информации по застрахованным лицам в МИЦ ПФР проводится по базе данных всей страны, поэтому представляемая информация межрегиональными группами субъектов в МИЦ ПФР должна быть должна содержать правильные и полные данные о работающих гражданах.
Проблемы могут возникнуть при преставлении некорректных и неполных данных, предоставляемыми муниципальными образованиями. В этой связи руководителям муниципалитетов не стоит забывать, что от качества данных, предоставляемых ими, напрямую зависит полнота и достоверность информации о фактической занятости населения их муниципального образования и региона в целом, и их эффективность работы по легализации трудовых отношений в республике.
Полностью искоренить проявления неформальной занятости возможно только совместными усилиями.
Информацию о том, как за граждан отчитываются их работодатели и какие сведения содержатся на индивидуальных лицевых счетах в системе обязательного пенсионного страхования, нужно, прежде всего, знать и контролировать самим гражданам на протяжении всей трудовой деятельности. Получить данную информацию можно в территориальном органе ПФР, в многофункциональном центре (МФЦ), а также на официальном сайте ПФР в Личном кабинете гражданина.