Принят Федеральный закон от 18.03.2019 года №37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», направленный на усиление контроля за расходованием средств материнского капитала.
Закон ограничил круг организаций, выдающих займы под материнский капитал, а также позволил тщательно оценивать состояние жилья, которое граждане намерены приобрести за счет средств маткапитала.
Усиление контроля за состоянием жилых помещений, приобретаемых на средства материнского капитала позволит пресечь злоупотребления при использовании средств на приобретение жилья, непригодного для проживания. Ранее покупка непригодного жилья активно использовалась в мошеннических схемах, которые преступники использовали для обналичивания маткапитала, виновным в этом случае признавался владелец сертификата на материнский капитал, который в результате терял право на государственную поддержку.
Федеральным законом чётко установлено, что жилье, приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, должно отвечать санитарно-техническим нормам и быть признано пригодным для круглогодичного проживания. Согласно новым положениям, сведения органов жилищного надзора о том, что квартира или дом являются непригодными для проживания, теперь признаются законным основанием для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами.
Информацию о состоянии жилого помещения ПФР и его территориальные отделения запрашивают в органах местного самоуправления, государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Они предоставляют сведения не только о пригодности помещения для проживания, но и, например, о том, подлежит ли дом сносу или реконструкции.
Указанные сведения ПФР запрашивает во всех случаях распоряжения материнским капиталом на улучшение жилищных условий семьи: при покупке жилья, погашении кредита или займа и в случае компенсации расходов на уже построенное жилье. При этом отправление запроса и получение ответа на него не повлечет увеличения срока рассмотрения заявления о распоряжении. Дополнительных документов или сведений от заявителей не требуется.
Еще одной мерой по повышению эффективности распоряжения материнским капиталом, согласно поправкам, стало исключение организаций, неподконтрольных Центральному банку, из перечня тех, чьи займы можно оплачивать материнским капиталом. Обычно такие организации предоставляют ипотечные займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает расходы семей на приобретение жилья и повышает риск несвоевременной оплаты либо невыплаты долга и процентов по займу. А в случае проблем у заемщиков, есть риск остаться без жилья, зачастую единственного, и уже внесенных денег.
Закон установил исчерпывающий перечень организаций, займы которых могут погашаться материнским капиталом. В него вошли кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы и кредитные сельскохозяйственные потребительские кооперативы, работающие не менее трех лет, а также Единый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ (ранее – Агентство по ипотечному жилищному кредитованию). Включение в перечень сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов предоставит возможность воспользоваться займами семьям, проживающим в сельской местности, где нет банков.
Поправки также закрепили месячный срок, в течение которого ПФР обязан информировать владельца сертификата о том, что материнский капитал израсходован полностью. Уведомление направляется в течение месяца с даты последнего платежа, завершающего расходование средств.
В настоящее время в Туве обладателями сертификата стали более 41 тысячи семей. Улучшение жилищных условий - самое популярное направление использования материнского капитала. За все время действия программы более 33 тысяч семей республики направили средства на улучшение жилищный условий. Из них более 14 тысяч частично или полностью погасили материнским капиталом жилищные кредиты. Еще 19 тысяч семей улучшили жилищные условия без привлечения кредитных средств