В связи с изменениями ст. 17.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (внесены Федеральным законом от 04.08.2023 г. № 457-ФЗ) Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) изменил правила приема электронных документов и сведений от страхователей. В случае если электронные документы от имени страхователя подписывает не руководитель, а уполномоченное физическое лицо, применяется следующий порядок.
В соответствии с положениями Федерального закона № 63-ФЗ для направления, в том числе в проактивном режиме, сведений в Фонд от имени страхователя необходима усиленная квалифицированная электронная подпись (далее – УКЭП) физического лица и машиночитаемая доверенность (далее - МЧД). Руководитель организации формирует МЧД в электронном виде, подписывает ее своей УКЭП и передаёт уполномоченному лицу. Им может быть ответственный сотрудник, бухгалтер или работник компании, чья фирма оказывает данные услуги. В документе указываются полномочия и сведения о гражданине, уполномоченном представлять интересы страхователя: ФИО, дата рождения, ИНН, СНИЛС. Машиночитаемая доверенность хранится в информационной системе Фонда. В целях представления сведений уполномоченное лицо подписывает документы своей УКЭП физического лица и указывает идентификационный номер МЧД (ст. 17.2, ст. 17.5 Федерального закона № 63-ФЗ).
С 11.03.2024 г. прекращена загрузка на портал Фонда (расположенного по адресу http://portal.fss.ru) документов для подтверждения полномочий представителя, оформленных отличными от МЧД способами. Бумажные доверенности, сформированные до 11.03.2024 г., могут быть использованы для предоставления сведений в сервисе «Электронный листок нетрудоспособности» до 01.05.2024 г., а для прочих сервисов - до 01.07.2024 г. либо до окончания срока действия таких доверенностей, если он наступит ранее указанных дат.
Таким образом, для направления проактивных сведений в Социальный Фонд России, обмена данными по электронным листкам нетрудоспособности, подтверждении основного вида экономической деятельности вам необходимо наличие МЧД.
Для формирования МЧД можно воспользоваться:
- средствами вашего ПО бухгалтерского и кадрового учета (при наличии);
- средствами операторов электронного документооборота;
- ПО «АРМ Доверенность», которое безвозмездно предоставляется Социальным Фондом России
- средствами собственного ПО (спецификации для доработки).
Сформированная МЧД направляется страхователем для регистрации в реестре доверенностей Фонда посредством ПО «АРМ Доверенность» или через своего оператора связи, после чего МЧД приобретает статус «Зарегистрирована».