У большинства работающих граждан 1967 года рождения и моложе, а также у участников программы государственного софинансирования пенсий и у матерей, которые направили средства маткапитала на накопительную пенсию, формируются пенсионные накопления. Эти граждане имеют право выбирать способ их формирования, а также страховщика, которым может быть как Пенсионный фонд России (ПФР), так и негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Подать заявление в ПФР о переходе, в том числе о досрочном, в НПФ или ПФР можно в электронной форме через портал госуслуг (заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью) или в любом территориальном органе ПФР, обратившись лично, а также через представителя, на основании нотариально заверенной доверенности. Сделать это можно не позднее 1 декабря 2021 года. Нельзя подать такие заявления через МФЦ, почтой или курьером.
В момент подачи заявления работники ПФР уведомляют граждан о том, что переводить накопления без потерь инвестиционного дохода можно не чаще, чем один раз в 5 лет. Так, в 2021 году подавать заявления о досрочном переходе без потерь инвестиционного дохода выгодно гражданам:
- у которых в 2016 году были отражены текущим страховщиком суммы первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений;
- которые формируют свои накопления у текущего страховщика с 2017 года.
Информирование о последствиях преждевременной смены страховщика и ограничение перечня каналов, через которые можно подать заявление о переводе пенсионных накоплений, направлены на то, чтобы повысить информированность граждан о возможных потерях при переводе средств пенсионных накоплений, а также предотвратить случаи мошенничества при их переводе от одного страховщика к другому.
Контролировать формирование пенсионных накоплений можно в «Личном кабинете гражданина» на сайте Пенсионного фонда России. Если будет обнаружена информация о неправомерном переводе пенсионных накоплений, следует уведомить ПФР об этом факте.