С 2020 года в России планируется ввести электронную трудовую книжку – новый формат хорошо знакомого всем работающим россиянам документа.
Что такое «электронная трудовая книжка»?
Электронная трудовая книжка - это цифровой аналог бумажного документа, в котором будут отражены практически все сведения о трудовой деятельности гражданина начиная с 2020 года:
- место работы;
- периоды работы;
- должность (специальность, профессия);
- квалификация (разряд, класс, категория, уровень квалификации);
- даты приема, увольнения, перевода на другую постоянную работу;
- основания прекращения трудового договора.
Она будет доступна в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России и на портале госуслуг.
В чем преимущества электронного документа?
Он обеспечит:
- сохранность информации. Электронный документ не может потеряться или испортиться;
- контроль за внесенными данными. Работник будет видеть все записи, сделанные работодателем, и при обнаружении ошибок или неточностей вправе требовать их исправления;
- постоянный доступ работников к информации о своей трудовой деятельности. В любой момент документ можно будет просмотреть, сохранить или распечатать;
- дополнительные возможности дистанционного трудоустройства. При необходимости сведения цифровой трудовой книжки можно будет переслать по электронной почте работодателю;
- снижение издержек работодателей. Бумажные трудовые книжки приобретаются работодателем, заполняются вручную и хранятся в сейфах - таким образом, предприятия, особенно с большим штатом сотрудников, несут существенные расходы на их ведение.
Как оформить электронную трудовую книжку?
По 31 декабря 2020 года включительно гражданам необходимо подать заявление работодателю в произвольной форме о ведении трудовой книжки в электронном виде или о сохранении ее бумажного варианта.
Те, кто подадут заявление о ведении трудовой книжки в электронном виде, получат бумажную трудовую на руки. Сведения об их трудовой деятельности начиная с 2021 года будут формироваться только в цифровом формате.
При сохранении бумажной трудовой книжки работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию.
Для работников, которые не подадут заявление в течение 2020 года, несмотря на то, что они трудоустроены, работодатель также будет вести бумажную трудовую книжку вместе с цифровой.
У граждан, которые впервые устроились на работу после 31 декабря 2020 года, все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления трудовой книжки на бумаге.
Если работник решил сохранить бумажный вариант своей трудовой, но в последствии передумал, то он может снова подать работодателю письменное заявление, но уже о ведении только электронной трудовой книжки.
Как сведения о работе будут попадать в электронную трудовую книжку?
С 1 января 2020 года работодатели ежемесячно обязаны представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян (в случаях приема на работу, перевода на другую работу, увольнения сотрудника и др.).
Начиная с 1 января 2021 года в случаях приема на работу или увольнения сведения о трудовой деятельности должны будут представляться организацией-работодателем в Пенсионный фонд не позднее следующего рабочего дня.
Как получить сведения из электронной книжки, если нет регистрации на портале госуслуг?
Помимо портала госуслуг и сайта Пенсионного фонда получать сведения о трудовой деятельности можно:
- у работодателя по последнему месту работы в печатном или электронном виде;
- в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг в печатном виде;
- в Пенсионном фонде Российской Федерации на бумажном носителе или в форме электронного документа.