В соответствии с принятыми в конце 2012 года изменениями законодательства в рамках пенсионных преобразований, с 2013 года отменена ежегодная рассылка гражданам информации о состоянии их индивидуальных лицевых счетов, так называемых «писем счастья». В связи с этим Пенсионный фонд развивает альтернативные почтовой рассылке способы предоставления гражданам информации о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.
Во-первых, за гражданами, как и прежде, сохраняется право бесплатно по заявлению получать один раз в год в территориальных органах ПФР по месту жительства или работы Выписку о состоянии своего индивидуального лицевого счета, которая содержат значительно больший объем данных, чем можно увидеть в ежегодном почтовом извещении, формируемом на определенную дату.
Во-вторых, застрахованное лицо может обратиться в территориальные органы по месту жительства или работы с заявлением о получении Извещения ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета, которое будет сформировано и направлено ему заказным почтовым отправлением.
В-третьих, в настоящее время развиваются современные и удобные способы информирования граждан в электронной форме. А именно,
- получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета через Единый портал государственных услуг (далее – ЕПГУ), для чего застрахованному лицу необходимо зарегистрироваться на ЕПГУ и создать свой Личный кабинет в соответствии с процедурой, предусмотренной на сайте http://www.gosuslugi.ru (правый верхний угол, кнопка «Регистрация»). Подробно процедура регистрации и способы получения государственных услуг представлены в виде обучающих видеороликов в Информационно-справочном разделе ЕПГУ.
- получение извещения ПФР о состоянии индивидуального лицевого счета через кредитную организацию, с которой у ПФР заключено соглашение об информировании застрахованных лиц о состоянии ИЛС (ОАО «Сбербанк России», ОАО «Банк Уралсиб», «Газпромбанк» (ОАО), ОАО «Банк Москвы», Банк ВТБ 24 (ЗАО).
Для получения информации застрахованным лицам необходимо обратиться с заявлением о получении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета в территориальные подразделения кредитных организаций, заключивших договор с ПФР. Предварительно необходимо пройти регистрацию в системе информационного обмена, для этого необходимо предъявить операционисту кредитной организации документ, удостоверяющий личность и страховое свидетельство.
После прохождения процедуры регистрации получать информацию о состоянии своего лицевого счета можно через операциониста кредитной организации, банкоматы и терминалы самообслуживания, интернет-банкинг.
- получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета в электронном виде через терминалы самообслуживания посредством универсальной электронной карты гражданина Российской Федерации, которая внедряется на всей территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».