Сегодняшняя корректировка пенсионного законодательства направлена, в первую очередь, на борьбу с бедностью. Об этом в интервью Стране.Ru рассказал Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов. По его словам, основная задача законодательных нововведений - рост пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров и переход всей пенсионной системы на страховые принципы.
Сегодняшняя пенсионная реформа - уже вторая за время истории новой России. В чем основной смысл сегодняшней реформы? Какие недостатки были у первой реформы?
Это не "вторая реформа". Первая и единственная реформа пенсионной системы новой России прошла в 2002 году. То, что происходит сейчас - это корректировка пенсионного законодательства, настройка действующей пенсионной системы. Гражданам она принесет только одно - повышение пенсий.
На мой взгляд, пенсионная система в целом выстроена правильно и работает. Но семилетний опыт показывает направления, в которых нужно совершенствоваться.
Задача, которую решат эти законы, это, прежде всего, рост пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров, особенно тех, кто имеет большой "советский" стаж, и переход всей пенсионной системы на страховые принципы, когда будущая пенсия наших граждан, особенно тех, кто начал трудовую деятельность в двухтысячные годы, будет напрямую зависеть от объема страховых взносов. Новые законы устраняют много несправедливостей в пенсионной системе, делают ее прозрачной, понятной и более сбалансированной.
Для пенсионеров, которые имеют большой дореформенный стаж до 2002 года, средняя трудовая пенсия по стране к 2020 году более чем в два раза превысит прожиточный минимум пенсионера. Эта задача будет решаться уже в январе 2010 года, в том числе и с помощью валоризации - денежной переоценкой пенсионных прав россиян. Суть в том, что все, кто имел пенсионные права до 2002 года, получают 10-процентное увеличение страховой части пенсии. Плюс дополнительно по 1 проценту за каждый год трудового стажа до 1 января 1991 года. Таким образом, средняя прибавка к пенсии для пенсионеров старшего поколения в среднем составит 1138 рублей. В результате в 2010 году средняя трудовая пенсия по старости будет составлять 7746 рублей, социальная пенсия - 4917 рублей. Повышение пенсий старшему поколению позволит сократить число тех, кто получал пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера.
И другая задача, на решение которой направлены нововведения, - борьба с бедностью.
Вводится механизм, при котором пенсионер в совокупности всех установленных выплат с 1 января 2010 будет получать пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе.
Что касается молодежи, то при наличии 30-летнего страхового стажа к 2032 году им будет обеспечено 40-процентное замещение утраченного заработка. Таким образом, наше пенсионное обеспечение будет в полной мере соответствовать требованиям Конвенции Международной организации труда.
Одно из предлагаемых в законопроектах нововведений - увеличение страховой части пенсии тем, кто, достигнув пенсионного возраста, продолжает работать, не оформляя пенсии. Каждый год "переработки" сверх 30 лет страхового стажа увеличит фиксированный базовый размер пенсии сразу на 6%. Однако за каждый год "недоработки" его будут уменьшать на 3%. Считаете ли Вы данный подход к начислению пенсий справедливым?
Когда была предложена система бонусных процентов за каждый дополнительный год сверх 30 лет страхового стажа, речь шла о том, чтобы экономически стимулировать человека на более поздний выход на пенсию. Стаж - это мощный фактор, способный подвигнуть человека на более активное участие в формировании своих пенсионных прав.
Человеку, который имеет необходимый стаж и приобретает право на пенсию, становится экономически выгодно пенсию не оформлять. Чем дольше он не выходит на пенсию, тем больше у него будет пенсия. Такая норма в России вводится впервые.
И наоборот - если стаж меньше 30 лет, то размер начисляемой пенсии будет меньше. Что касается уменьшения фиксированного базового размера пенсии за "недобор" стажа, то это не внезапный ход, с которым столкнутся те, кто вот-вот должен выйти на пенсию. Это информация к размышлению тем, кому до пенсии пока далеко. Обратите внимание, что система будет вводиться с 2015 года специально, чтобы люди могли адаптироваться к ней, принимать решения о своей трудовой деятельности с учетом и этого правила.
Особо отмечу, что полностью вся система "бонусов и штрафов" за страховой стаж будет работать только с 2036 года. Она рассчитана на молодежь, которая начала трудиться после 2002 года. Понятно, что тот, кто вступил в трудовые отношения в 2002 году, стал нарабатывать страховой стаж, к 2015 году просто физически не сможет выработать 30-летний страховой стаж без учета нестраховых периодов. Поэтому вводится переходная конструкция, при которой в 2015 году требуемым будет считаться не 30 лет, а всего лишь 9 лет, но страхового стажа.
Если вы должны выйти на пенсию в 2015 году, но продолжите работу, то для увеличения страховой части вашей пенсии будет достаточно 9-летнего страхового стажа.
В 2016 году - 10 летнего, в 2017 году - 11 летнего и т.д. Таким образом, обеспечивается плавный, постепенный переход на очень эффективный механизм стимулирования более продолжительного периода формирования пенсионных прав.
Еще одно изменение по сути - замена ЕСН страховыми взносами с фонд оплаты труда. Существуют опасения, что после увеличения налоговой нагрузки на бизнес предприниматели уведут зарплату в "тень". В условиях экономического кризиса, который закончится, по прогнозам экономического блока правительства, не раньше, чем года через три, предприятия вряд ли смогут это безболезненно пережить. Не считаете ли Вы возможным предоставить бизнесу некоторые компенсации, но за счет понижения ставок других налогов?
В 2010 году нагрузка на работодателей останется на прежнем уровне, как и сейчас, 26% от фонда оплаты труда. Планируемое увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды до 34% произойдет лишь в 2011 году. У бизнеса есть возможность адаптироваться к сложившейся ситуации. Для определенных категорий переход на 34% будет во времени растянут до 2015 года. Это, прежде всего, сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащих обществам инвалидов и т.д. Начиная с 2011 года они должны будут платить страховые взносы на равных со всеми основаниях. При этом премьер-министр Владимир Путин дал поручение Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос о возможности компенсации этим предприятиям роста фискальной нагрузки за счет возможного снижения иных налогов, которые они уплачивают.
Увеличение налоговой нагрузки в результате ляжет и на плечи бюджетных организаций. Планируется ли каким-то образом возмещать им "перерасход" на взносы?
В связи с принятием законов средства на уплату страховых взносов должны быть предусмотрены в бюджетах соответствующих уровней.
Как в Пенсионном фонде проходит процесс подготовки к тому, чтобы полностью принять функции администрирования страховых взносов, как в части организационно-технологического и кадрового обеспечения, так и в части завершения подготовки и утверждения необходимой нормативно-правовой базы?
Мы активно готовимся. Ведь нам передается от налоговых органов не только администрирование страховых взносов в пенсионную систему, но и в систему обязательного медицинского страхования. Это очень большой объем работы. Пенсионный фонд должен будет организовать взаимодействие с почти шестью миллионами страхователей, в том числе с 2,5 миллионами организаций. Общая сумма взносов только по обязательному пенсионному страхованию в 2010 году оценивается более чем в 2 трлн рублей.
Пенсионный фонд уже был администратором стразовых взносов до введения ЕСН. Технология знакомая. Сейчас мы завершаем подготовку регламентов взаимодействия участников процесса администрирования, завершаем разработку программно-технологического комплекса. Запускаем серию обучающих семинаров для сотрудников, в т.ч. и через систему дистанционного обучения персонала. Тестирование программного обеспечения администрирования начнется уже в октябре этого года.
ПФР займется администрированием страховых платежей, которые начнут поступать с 2010 года. Следующий год будет годом тесного взаимодействия и совместной работы с ФНС. Мы будем проводить совместные проверки, налоговая служба в течение года продолжит администрирование ЕСН за предыдущие годы.
Сегодня для добывающей и перерабатывающей промышленности усвтановлены равные ставки сегодняшнего ЕСН, впрочем, как и "завтрашнего" взноса в Пенсионный фонд. За счет этого производственная часть бизнеса существенно поражается в правах, т.к. в производственной части экономики по определению больше труда, а значит и выше абсолютная величина налога. В добывающей отрасли, наоборот - меньше трудовые затраты и, соответственно, ниже отчисления работодателя. Не планируется ли выработать систему отраслевых ставок по взносам?
Нет. Один из базовых принципов социального страхования - все в равной степени несут страховое бремя и получают равный объем прав сообразно уплаченным страховым взносам. Если за вас работодатель будет уплачивать страховые взносы в два раза меньше, чем на соседнем предприятии, то и пенсия у вас в итоге будет в два раза меньше.
Другое дело, что есть категория граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Вот здесь как раз было бы справедливым вводить повышенные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
В рамках реформы пенсионной системы также предусматривается совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы. В частности, стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счет государства. Много ли россиян присоединились к Программе государственного софинансирования пенсии?
Мы рассчитывали в течение первого года привлечь порядка 1,5 миллиона человек в Программу государственного софинансирования пенсии, но только за первые 9 месяцев, несмотря на кризис, в нее вступило более 1,4 миллиона россиян. В основном это люди молодые, активные. Вообще, становится очевидно, что в стране начинает формироваться пенсионная культура, как на Западе. Все больше людей начинают задумываться о будущей пенсии смолоду.
За полгода объем взносов от участников Программы превысил 600 миллионов рублей. Мы уверены, что во втором полугодии эта сумма существенно вырастет, так как многие люди откладывают платежи на конец года. Тем, кто еще сделал взносы или внес небольшую сумму, напоминаю, что государственное финансирование начинает "работать", если сам гражданин перечислил в Пенсионный фонд в рамках этой Программы не менее 2 000 рублей в год.
Программа эта очень выгодная, ведь речь идет фактически о 100% годовой доходности ваших добровольных пенсионных накоплений. Если человек вносит на свой счет в Пенсионном фонде от 2 до 12 тысяч рублей в год, государство удвоит эти деньги. Третьей стороной софинансирования могут выступать работодатели. И многие, кстати, с удовольствием включают софинансирование пенсии работников в свои социальные пакеты. Ведь для предприятия это фактически бесплатно, т.к. оно получает налоговые льготы в пределах 12 тысяч рублей в год на одного работника. Таким образом, за 10 лет участник программы может пополнить свой пенсионный капитал на 240 тысяч или даже 360 тысяч рублей. И даже больше, учитывая ежегодный доход от инвестирования этих средств на фондовом рынке.
Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". По сути, документ предполагает эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений на финансовом рынке России. Однако инвестиции - это всегда риск. Насколько оправдан риск инвестиций пенсионных накоплений? Эффективны ли механизмы защиты накопительной части трудовой пенсии? Каков будет в итоге экономический эффект для каждого из "молчунов"?
Конечно, инвестиции - это всегда риск. Другое дело, что пенсионные деньги - "длинные". Это не банковский вклад, от которого ожидается доходность через год или два. Кстати, ни один банк не примет у вас вклад на 20-30 лет - срок инвестирования пенсионных денег. За этот период доходность "тучных" лет всегда перекрывает неудачи кризисов. Да, в 2008 году большая часть компаний, управляющих накопительной частью пенсий россиян, сработала неблестяще из-за обвала фондового рынка. Но уже в первом полугодии 2009 года доходность радикально увеличились. Например, НПФ "Тройки-Диалог" показал доходность свыше 90%.
Что касается упомянутого вами закона, то он направлен на более эффективное управление средствами так называемых "молчунов". Свыше 90% граждан, имеющих накопительную часть трудовой пенсии, пользуются услугами государственной управляющей компании - Внешэкономбанка. Далеко не все из них пассивны. Многие сделали свой выбор осознанно, доверяя управление накоплениями государству. Инвестиционный портфель ВЭБ в соответствии с законом всегда был консервативен. Цель принятых законов - без существенного повышения рисков повысить эффективность размещение всех пенсионных средств, которые находятся под его управлением. В расширенный портфель ВЭБа отобраны достаточно надежные инвестиционные инструменты.
Теперь у государственной управляющей компании два инвестиционных портфеля. В чем разница между ними. И что Вы посоветуете делать в такой ситуации "молчунам"?
а, будет два портфеля. Остается прежний портфель государственных ценных бумаг, дополненный при этом новым видом активов - облигациями российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией. Также будет формироваться новый инвестиционный портфель - за счет государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией, депозитов в рублях и в иностранной валюте в кредитных организациях, ценных бумаг международных финансовых организаций.
Чтобы оставить свои пенсионные накопления в прежнем, "консервативном" портфеле, гражданину необходимо будет до 30 сентября написать об этом заявление в Пенсионный фонд, в любом его отделении.
Средства пенсионных накоплений тех, кто не подаст заявление до этой даты, будут формироваться в составе нового, расширенного инвестиционного портфеля.
Пенсионные фонды, являясь частью финансового рынка, пострадали в результате мирового кризиса не меньше банков. Возможно, ли создать в России систему страхования пенсионных вкладов?
Это одно из наиболее перспективных направлений развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Думаю, в ближайшее годы такая система будет создана.
РСПП предлагает как можно скорее принять закон, позволяющий крупным негосударственным пенсионным фондам (НПФ) проводить слияния и поглощения более мелких фондов. Как Вы относитесь к этой идее?
Сейчас в стране наметилась тенденция укрупнения финансовых организаций. Первыми станут банки, затем страховые компании, потом - НПФы. Это естественный процесс.
Сегодняшняя пенсионная реформа - уже вторая за время истории новой России. В чем основной смысл сегодняшней реформы? Какие недостатки были у первой реформы?
Это не "вторая реформа". Первая и единственная реформа пенсионной системы новой России прошла в 2002 году. То, что происходит сейчас - это корректировка пенсионного законодательства, настройка действующей пенсионной системы. Гражданам она принесет только одно - повышение пенсий.
На мой взгляд, пенсионная система в целом выстроена правильно и работает. Но семилетний опыт показывает направления, в которых нужно совершенствоваться.
Задача, которую решат эти законы, это, прежде всего, рост пенсионного обеспечения сегодняшних пенсионеров, особенно тех, кто имеет большой "советский" стаж, и переход всей пенсионной системы на страховые принципы, когда будущая пенсия наших граждан, особенно тех, кто начал трудовую деятельность в двухтысячные годы, будет напрямую зависеть от объема страховых взносов. Новые законы устраняют много несправедливостей в пенсионной системе, делают ее прозрачной, понятной и более сбалансированной.
Для пенсионеров, которые имеют большой дореформенный стаж до 2002 года, средняя трудовая пенсия по стране к 2020 году более чем в два раза превысит прожиточный минимум пенсионера. Эта задача будет решаться уже в январе 2010 года, в том числе и с помощью валоризации - денежной переоценкой пенсионных прав россиян. Суть в том, что все, кто имел пенсионные права до 2002 года, получают 10-процентное увеличение страховой части пенсии. Плюс дополнительно по 1 проценту за каждый год трудового стажа до 1 января 1991 года. Таким образом, средняя прибавка к пенсии для пенсионеров старшего поколения в среднем составит 1138 рублей. В результате в 2010 году средняя трудовая пенсия по старости будет составлять 7746 рублей, социальная пенсия - 4917 рублей. Повышение пенсий старшему поколению позволит сократить число тех, кто получал пенсию ниже прожиточного минимума пенсионера.
И другая задача, на решение которой направлены нововведения, - борьба с бедностью.
Вводится механизм, при котором пенсионер в совокупности всех установленных выплат с 1 января 2010 будет получать пенсию не ниже прожиточного минимума пенсионера в его регионе.
Что касается молодежи, то при наличии 30-летнего страхового стажа к 2032 году им будет обеспечено 40-процентное замещение утраченного заработка. Таким образом, наше пенсионное обеспечение будет в полной мере соответствовать требованиям Конвенции Международной организации труда.
Одно из предлагаемых в законопроектах нововведений - увеличение страховой части пенсии тем, кто, достигнув пенсионного возраста, продолжает работать, не оформляя пенсии. Каждый год "переработки" сверх 30 лет страхового стажа увеличит фиксированный базовый размер пенсии сразу на 6%. Однако за каждый год "недоработки" его будут уменьшать на 3%. Считаете ли Вы данный подход к начислению пенсий справедливым?
Когда была предложена система бонусных процентов за каждый дополнительный год сверх 30 лет страхового стажа, речь шла о том, чтобы экономически стимулировать человека на более поздний выход на пенсию. Стаж - это мощный фактор, способный подвигнуть человека на более активное участие в формировании своих пенсионных прав.
Человеку, который имеет необходимый стаж и приобретает право на пенсию, становится экономически выгодно пенсию не оформлять. Чем дольше он не выходит на пенсию, тем больше у него будет пенсия. Такая норма в России вводится впервые.
И наоборот - если стаж меньше 30 лет, то размер начисляемой пенсии будет меньше. Что касается уменьшения фиксированного базового размера пенсии за "недобор" стажа, то это не внезапный ход, с которым столкнутся те, кто вот-вот должен выйти на пенсию. Это информация к размышлению тем, кому до пенсии пока далеко. Обратите внимание, что система будет вводиться с 2015 года специально, чтобы люди могли адаптироваться к ней, принимать решения о своей трудовой деятельности с учетом и этого правила.
Особо отмечу, что полностью вся система "бонусов и штрафов" за страховой стаж будет работать только с 2036 года. Она рассчитана на молодежь, которая начала трудиться после 2002 года. Понятно, что тот, кто вступил в трудовые отношения в 2002 году, стал нарабатывать страховой стаж, к 2015 году просто физически не сможет выработать 30-летний страховой стаж без учета нестраховых периодов. Поэтому вводится переходная конструкция, при которой в 2015 году требуемым будет считаться не 30 лет, а всего лишь 9 лет, но страхового стажа.
Если вы должны выйти на пенсию в 2015 году, но продолжите работу, то для увеличения страховой части вашей пенсии будет достаточно 9-летнего страхового стажа.
В 2016 году - 10 летнего, в 2017 году - 11 летнего и т.д. Таким образом, обеспечивается плавный, постепенный переход на очень эффективный механизм стимулирования более продолжительного периода формирования пенсионных прав.
Еще одно изменение по сути - замена ЕСН страховыми взносами с фонд оплаты труда. Существуют опасения, что после увеличения налоговой нагрузки на бизнес предприниматели уведут зарплату в "тень". В условиях экономического кризиса, который закончится, по прогнозам экономического блока правительства, не раньше, чем года через три, предприятия вряд ли смогут это безболезненно пережить. Не считаете ли Вы возможным предоставить бизнесу некоторые компенсации, но за счет понижения ставок других налогов?
В 2010 году нагрузка на работодателей останется на прежнем уровне, как и сейчас, 26% от фонда оплаты труда. Планируемое увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды до 34% произойдет лишь в 2011 году. У бизнеса есть возможность адаптироваться к сложившейся ситуации. Для определенных категорий переход на 34% будет во времени растянут до 2015 года. Это, прежде всего, сельхозтоваропроизводители, плательщики единого сельскохозяйственного налога, резиденты техниковнедренческих особых экономических зон, инвалиды, если они работают у обычного работодателя, либо предприятия, принадлежащих обществам инвалидов и т.д. Начиная с 2011 года они должны будут платить страховые взносы на равных со всеми основаниях. При этом премьер-министр Владимир Путин дал поручение Минфину и Минэкономразвития проработать вопрос о возможности компенсации этим предприятиям роста фискальной нагрузки за счет возможного снижения иных налогов, которые они уплачивают.
Увеличение налоговой нагрузки в результате ляжет и на плечи бюджетных организаций. Планируется ли каким-то образом возмещать им "перерасход" на взносы?
В связи с принятием законов средства на уплату страховых взносов должны быть предусмотрены в бюджетах соответствующих уровней.
Как в Пенсионном фонде проходит процесс подготовки к тому, чтобы полностью принять функции администрирования страховых взносов, как в части организационно-технологического и кадрового обеспечения, так и в части завершения подготовки и утверждения необходимой нормативно-правовой базы?
Мы активно готовимся. Ведь нам передается от налоговых органов не только администрирование страховых взносов в пенсионную систему, но и в систему обязательного медицинского страхования. Это очень большой объем работы. Пенсионный фонд должен будет организовать взаимодействие с почти шестью миллионами страхователей, в том числе с 2,5 миллионами организаций. Общая сумма взносов только по обязательному пенсионному страхованию в 2010 году оценивается более чем в 2 трлн рублей.
Пенсионный фонд уже был администратором стразовых взносов до введения ЕСН. Технология знакомая. Сейчас мы завершаем подготовку регламентов взаимодействия участников процесса администрирования, завершаем разработку программно-технологического комплекса. Запускаем серию обучающих семинаров для сотрудников, в т.ч. и через систему дистанционного обучения персонала. Тестирование программного обеспечения администрирования начнется уже в октябре этого года.
ПФР займется администрированием страховых платежей, которые начнут поступать с 2010 года. Следующий год будет годом тесного взаимодействия и совместной работы с ФНС. Мы будем проводить совместные проверки, налоговая служба в течение года продолжит администрирование ЕСН за предыдущие годы.
Сегодня для добывающей и перерабатывающей промышленности усвтановлены равные ставки сегодняшнего ЕСН, впрочем, как и "завтрашнего" взноса в Пенсионный фонд. За счет этого производственная часть бизнеса существенно поражается в правах, т.к. в производственной части экономики по определению больше труда, а значит и выше абсолютная величина налога. В добывающей отрасли, наоборот - меньше трудовые затраты и, соответственно, ниже отчисления работодателя. Не планируется ли выработать систему отраслевых ставок по взносам?
Нет. Один из базовых принципов социального страхования - все в равной степени несут страховое бремя и получают равный объем прав сообразно уплаченным страховым взносам. Если за вас работодатель будет уплачивать страховые взносы в два раза меньше, чем на соседнем предприятии, то и пенсия у вас в итоге будет в два раза меньше.
Другое дело, что есть категория граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Вот здесь как раз было бы справедливым вводить повышенные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение.
В рамках реформы пенсионной системы также предусматривается совершенствование накопительной составляющей пенсионной системы. В частности, стимулирование добровольного формирования гражданами пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования при софинансировании за счет государства. Много ли россиян присоединились к Программе государственного софинансирования пенсии?
Мы рассчитывали в течение первого года привлечь порядка 1,5 миллиона человек в Программу государственного софинансирования пенсии, но только за первые 9 месяцев, несмотря на кризис, в нее вступило более 1,4 миллиона россиян. В основном это люди молодые, активные. Вообще, становится очевидно, что в стране начинает формироваться пенсионная культура, как на Западе. Все больше людей начинают задумываться о будущей пенсии смолоду.
За полгода объем взносов от участников Программы превысил 600 миллионов рублей. Мы уверены, что во втором полугодии эта сумма существенно вырастет, так как многие люди откладывают платежи на конец года. Тем, кто еще сделал взносы или внес небольшую сумму, напоминаю, что государственное финансирование начинает "работать", если сам гражданин перечислил в Пенсионный фонд в рамках этой Программы не менее 2 000 рублей в год.
Программа эта очень выгодная, ведь речь идет фактически о 100% годовой доходности ваших добровольных пенсионных накоплений. Если человек вносит на свой счет в Пенсионном фонде от 2 до 12 тысяч рублей в год, государство удвоит эти деньги. Третьей стороной софинансирования могут выступать работодатели. И многие, кстати, с удовольствием включают софинансирование пенсии работников в свои социальные пакеты. Ведь для предприятия это фактически бесплатно, т.к. оно получает налоговые льготы в пределах 12 тысяч рублей в год на одного работника. Таким образом, за 10 лет участник программы может пополнить свой пенсионный капитал на 240 тысяч или даже 360 тысяч рублей. И даже больше, учитывая ежегодный доход от инвестирования этих средств на фондовом рынке.
Госдума приняла закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". По сути, документ предполагает эффективное инвестирование средств пенсионных накоплений на финансовом рынке России. Однако инвестиции - это всегда риск. Насколько оправдан риск инвестиций пенсионных накоплений? Эффективны ли механизмы защиты накопительной части трудовой пенсии? Каков будет в итоге экономический эффект для каждого из "молчунов"?
Конечно, инвестиции - это всегда риск. Другое дело, что пенсионные деньги - "длинные". Это не банковский вклад, от которого ожидается доходность через год или два. Кстати, ни один банк не примет у вас вклад на 20-30 лет - срок инвестирования пенсионных денег. За этот период доходность "тучных" лет всегда перекрывает неудачи кризисов. Да, в 2008 году большая часть компаний, управляющих накопительной частью пенсий россиян, сработала неблестяще из-за обвала фондового рынка. Но уже в первом полугодии 2009 года доходность радикально увеличились. Например, НПФ "Тройки-Диалог" показал доходность свыше 90%.
Что касается упомянутого вами закона, то он направлен на более эффективное управление средствами так называемых "молчунов". Свыше 90% граждан, имеющих накопительную часть трудовой пенсии, пользуются услугами государственной управляющей компании - Внешэкономбанка. Далеко не все из них пассивны. Многие сделали свой выбор осознанно, доверяя управление накоплениями государству. Инвестиционный портфель ВЭБ в соответствии с законом всегда был консервативен. Цель принятых законов - без существенного повышения рисков повысить эффективность размещение всех пенсионных средств, которые находятся под его управлением. В расширенный портфель ВЭБа отобраны достаточно надежные инвестиционные инструменты.
Теперь у государственной управляющей компании два инвестиционных портфеля. В чем разница между ними. И что Вы посоветуете делать в такой ситуации "молчунам"?
а, будет два портфеля. Остается прежний портфель государственных ценных бумаг, дополненный при этом новым видом активов - облигациями российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией. Также будет формироваться новый инвестиционный портфель - за счет государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией, депозитов в рублях и в иностранной валюте в кредитных организациях, ценных бумаг международных финансовых организаций.
Чтобы оставить свои пенсионные накопления в прежнем, "консервативном" портфеле, гражданину необходимо будет до 30 сентября написать об этом заявление в Пенсионный фонд, в любом его отделении.
Средства пенсионных накоплений тех, кто не подаст заявление до этой даты, будут формироваться в составе нового, расширенного инвестиционного портфеля.
Пенсионные фонды, являясь частью финансового рынка, пострадали в результате мирового кризиса не меньше банков. Возможно, ли создать в России систему страхования пенсионных вкладов?
Это одно из наиболее перспективных направлений развития системы негосударственного пенсионного обеспечения. Думаю, в ближайшее годы такая система будет создана.
РСПП предлагает как можно скорее принять закон, позволяющий крупным негосударственным пенсионным фондам (НПФ) проводить слияния и поглощения более мелких фондов. Как Вы относитесь к этой идее?
Сейчас в стране наметилась тенденция укрупнения финансовых организаций. Первыми станут банки, затем страховые компании, потом - НПФы. Это естественный процесс.