Здравствуйте! Сегодня мы в гостях у  главы Пенсионного фонда России Антона Дроздова. Антон Викторович, добрый день!

Антон ДРОЗДОВ, председатель правления Пенсионного фонда России: Добрый день!

ВЕДУЩИЙ:  Буквально в эти дни Государственная  Дума начинает рассмотрение уже знаменитого, не скажу, скандального, пакета  законопроектов по пенсионной реформе. Первый вопрос вам - как одному из авторов этой реформы. Вам не кажется, что слишком часто мы в нашей стране меняем пенсионную систему? Если в других странах она существует десятилетиями нетронутой,  а у нас снова возникла необходимость. Почему такая срочность была?

Антон ДРОЗДОВ: Во-первых, другие страны тоже меняют пенсионную систему. Особенно это касается стран Восточной Европы, которые переходили из социализма, частные правовые отношения. И, конечно, здесь я хотел бы сказать, что только поэтапно можно эту старую систему, которая существовала в советское время, приспособить к той экономике, к тем отношениям, которые существуют сейчас. Поскольку,  Российская Федерация за 20 лет очень большой путь прошла. Реформа, и, по сути, каждые 10 лет мы совершенствовали нашу систему. Прошло уже  10 лет с предыдущей реформы, и я хотел сказать, что многие вопросы были там не решены. Они были просто отложены. И настало время их рассмотреть.

ВЕДУЩИЙ:  Так, в двух словах, чем была плоха предыдущая  пенсионная система, которая существовала до сегодняшнего дня?

Антон ДРОЗДОВ: Она была неплохая, и существенных изменений ее не предвидится. Я хотел бы отметить несколько вопросов. Во-первых, была введена накопительная система, накопительная пенсия. И она просуществовала 10 лет. Однако, закон о  гарантировании пенсионных накоплений еще не принят. Возможность выплаты этой накопительной пенсии появилась только в прошлом году  с первого июля. Кроме того, необходимо усовершенствовать правила регулирования на рынке,  поскольку пенсионные накопления уже достигли довольно большой суммы -  2,5 трлн.  на конец этого года будет всего пенсионных накоплений и у НПФов, и государственной управляющее компании. Это все требует переосмысления. И это все требует совершенствования. Кроме того, есть вопросы, связанные со сбалансированностью системы с тем, что достаточно много льгот, которые покрываются за счет других  участников. Поэтому, вот эти все вопросы, они  нашли отражение в тех предложениях, которые направлены на Государственную Думу.

ВЕДУЩИЙ:  Антон Викторович, в бюджете Пенсионного фонда, по-прежнему, дыра. И по-прежнему существует ситуация, когда мы - работающие люди, оплачиваем пенсию тем, кто сейчас уже не работает. Если учесть, что пенсионеров все больше. Работающих все меньше, то сможет ли пенсионная реформа, которую вы затеяли, все-таки, хотя бы со временем переломить эту ситуацию?

Антон ДРОЗДОВ: Во-первых, насчет дыры. Никакой дыры в Пенсионном фонде нет. Дыра, это когда у вас не хватает средств на оплату действующих обязательств. Но дело в том, что у Пенсионного фонда средств хватает на выплату принятых обязательств.  Есть льготы, которые были государством предоставлены, которые должны покрываться из федерального бюджета. И часть этих льгот, как то льготы по тарифу, льготы малому бизнесу, страховые периоды, они просто поименованы в виде отдельных трансфертов. И возмещаются государством в силу закона. А часть льгот, как то учителя, врачи, северяне, досрочники, они не поименованы, и просто объединены в  один трансферт разбалансированности.  Вот одно из предложений было все это окрасить, наконец, посчитать, сколько точно необходимо льгот, и закрыть этот вопрос - большой это трансферт или маленький  относительно этих льгот. Но с учетом того, что в следующем году мы существенно сокращаем этот трансферт, мы считаем, что практически уже равен объему льгот, который предоставляется. И в дальнейшем наша задача  именно сохранить этот баланс. Именно, чтобы федеральный бюджет покрывал только предоставляемые льготы. А все остальное было за счет страховых взносов. А что касается того, что ныне работающие платят взносы, и они идут на выплату пенсий тем, кто сейчас на пенсии, то смысл и принцип солидарной системы, и это так было, и так и будет.  И на этом строятся все системы пенсионные многих европейских стран. Другое дело, что сейчас стали более сложными  трудовые отношения. И в чистом виде только одной   этой системой не охватывается вся пенсионная система. Еще существует корпоративная система, еще существует накопительная система, существует стимулирование добровольных систем. То есть, такое комплексное пенсионное обеспечение. И в наших предложениях есть и меры по стимулированию корпоративных систем, добровольных систем. Поэтому мы считаем, что мы идем в современном русле, и никоим образом не упрощаем эту ситуацию.

ВЕДУЩИЙ:  Вот то, о чем вы говорите, это очень важно для наших зрителей, для зрителей канала РБК, которые преимущественно обеспеченные люди. И, конечно, они видят, что если в странах со старой рыночной экономикой пенсионеры - самые благополучные, самые обеспеченные, то в нашей  стране пенсионеры -  самые необеспеченные. Поэтому большинство наших зрителей в этом уверены. Они все равно  хотят полагаться только на себя. В пенсионном обеспечении. И не рассчитывают на то, что будут жить за счет государства в старости. Так вот, что вы им посоветуете, особенно в свете той реформы, которую проводите, я имею в виду людей, которые сейчас работают, которые хорошо зарабатывают и хотят  также жить в старости?

Антон ДРОЗДОВ: Может быть, я открою вам секрет, но на Западе люди тоже полагаются только на себя. Они точно знают, сколько они могут получить из государственной пенсионной системы, а дальше они изначально понимают те возможности, которые представляют все другие сегменты пенсионной системы, и активно их используют.  Я хотел бы сказать, что по набору таких продуктов у нас тоже  довольно выбор богатый. У нас можно и программу софинасирования использовать, и корпоративные программы,  и добровольные пенсионные системы. Мне кажется, что если у человека высокая зарплата, то он может все это использовать. Кроме того, хотел  бы сказать, что у нас есть предел облагаемости заработка, что дополнительным образом стимулирует граждан участвовать и в других системах. И, кроме того, я хотел бы сказать, что специально для того, чтобы включить так называемый средний класс в государственную систему, одно из предложений, это постепенно в течение  семи лет увеличение порога облагаемости с 1.6 средней заработной платы до 2,3. Вот это будет соответствовать такой среднеевропейской тенденции, и, таким образом, дополнительно порядка 7,5% мы включаем в эту систему -  в систему государственную.

ВЕДУЩИЙ: Расскажите про новую пенсионную формулу? Многие слышали, что она будет более справедливой. И вот есть, я слышал информацию о том, что  70 тыс. руб.   будет максимальная пенсия в нынешнем ценовом выражении, или же 50 тыс. руб. То есть, такие достаточно серьезные суммы называются, которые, в принципе, действительно в нынешних ценах обеспечивали  бы безбедное существование человеку. Тем не менее, это пока такие расчеты условные. Если говорить про конкретную эту пенсионную формулу, как нужно работать, чтобы получить максимальный доход?

Антон ДРОЗДОВ: Прежде всего, я хотел бы сказать, что при конвертации с 1 января 15-го года все, что было заработано и оценено по старым правилам, оно все и остается.  И будет точно также  в денежном  выражении оцениваться. Это принцип основного закона  - не ухудшать  приобретенные пенсионные права граждан. Что касается пенсионных прав, заработанных после первого января 15-го года, они будут рассчитываться  по новым правилам. И эти правила таковы, что если  у вас предельная заработная плата, то есть, на уровне предела, о котором я сказал, 1,6 - средняя заработная плата, которая будет  увеличиваться, то это 10 баллов. Известна  будет стоимость одного балла, и можно легко посчитать, умножив набранное количество баллов, умножив стоимость одного балла,  которая будет ежегодно публиковаться, определяться правительством, публиковаться. И, кроме этого, будет прибавляться фиксированная выплата, которая существует и сейчас. Она составляет порядка 3,5 тыс., тоже  индексируется. И, таким образом, страховая ваша пенсия будет состоять из этих двух величин.  Количество баллов, которое вы набрали, оно зависит от заработка, от стажа, и также от того, отложили вы выход на пенсию или нет. Самое максимальное количество  дополнительных балов можно набрать, если вы отложили пенсию на 10 лет. То есть,  если вы отложили пенсию на пять лет, то, по таким подсчетам, вы можете увеличить пенсию почти в полтора раза свою, если на 10, то, почти в два, на 1,9.

ВЕДУЩИЙ:  Вы сейчас говорите о таком добровольном увеличении пенсионного возраста. Если говорить об обязательном увеличении, ведь  не секрет, что  россияне, если брать среднюю продолжительность жизни, они переживают, мужчины, по крайней мере, они переживают свой пенсионный возраст года на три всего лишь. То есть, уже, вроде бы, достаточно высокий пенсионный возраст. Тем не менее, ходит разговор о том, что надо  его увеличить еще. Стоит ли это делать, как вы считаете?

Антон ДРОЗДОВ: Ну, немножко не так. Дело в том, что  64 года - это продолжительность жизни средняя мужчины с ноля, с первого года. Если мы возьмем тех, кто дожил до 60, то они будут находиться на пенсии порядка 14 лет, что, в принципе, тоже недостаточно. Потому что считается, что средняя норма продолжительности - это лет 18-19. Тем не менее, еще недавно это было 12 лет, и 10 лет. Поэтому средняя продолжительность жизни мужчин у нас увеличивается. Женщин, к слову сказать, на 10 лет больше. Поэтому, она еще, во-первых, действительно, одним из факторов того, что мы не увеличиваем пенсионный возраст является то, что еще пока низкая продолжительность жизни мужчин. Кроме того, нужно иметь в виду, что после 60 лет резко увеличивается количество граждан, у которых присутствуют заболевания, которые не дают им возможности полноценно трудиться  и трудиться вообще. И здесь это зависит не только от Пенсионного фонда. Это зависит от системы здравоохранения, от образа жизни, и т.д., и т.п. И еще один момент - это рынок труда, сколько на рынке труда у нас мест для тех, кому больше 60 лет. И чьи места они занимают, у нас есть еще молодые люди. Кстати, во Франции  при увеличении возраста бастовали студенты, которые считали, что их места будут заняты теми, кто будет дольше работать.  Поэтому, только взвесив все эти факторы, можно посмотреть, насколько эффективны и своевременны изменения параметров системы в части возраста. Поэтому,  в настоящее время принято решение о стимулировании. После того, как это решение будет реализовываться, в течение нескольких лет будет произведена дополнительная оценка, и после этого можно будет уже  говорить о каких-то других шагах.

ВЕДУЩИЙ: Анатолий Викторович, для бизнеса, порой, важно, наверное, не то, что они получат на пенсии, а то, что они платят сейчас. Я имею в виду платежи в Пенсионный фонд. Так вот, они, как известно,  тоже, бывает, меняются.  И важно для бизнеса также то, чтобы была предсказуемость подобных платежей. Могут ли они сейчас знать, сколько будут платить через пять лет? Через 10 лет? Изменятся ли нынешние 22%?  Будете ли вы менять правила игры для бизнеса?

Антон ДРОЗДОВ: Правительство приняло решение заморозить тарифы на уровне 22%, и это прописано в налоговой политике, в основных направлениях налоговой политики. Мы все расчеты строили из того, что в среднесрочной перспективе мы этот тариф  не меняем. Но правительство нам компенсирует разницу между тарифами 26 и 22%. И этот трансферт, он у нас в течение всех этих лет в бюджете присутствует. Поэтому, этот такой компромиссное решение, имею в виду, что государство пошло на  то, чтобы стимулировать развитие бизнеса. Поэтому у нас в ближайшее время даже в среднесрочной перспективе и при наличии этого трансферта у нас таких планов нет.  Хотел сказать также, что расчеты по пенсионной реформе сделаны как на 30 лет, так и  на ближайшие 40-50 лет,  и те тенденции, которые у нас в экономике присутствуют, они там заложены. Поэтому мы исходили из того, что у нас не будет увеличиваться дополнительная нагрузка на бизнес.

ВЕДУЩИЙ:  Вы знаете, после того, как государство решило изъять пенсионные накопления у частных управляющих компаний, конечно, многие россияне потеряли доверие к государству,  потому что казалось, что вот они  - эти деньги есть, они наши, они лежат на… все получают "письмо счастья". А тут вдруг этих денег, вроде бы, как и нет. И в эфире канала РБК министр труда недавно, как раз, заверил россиян, что деньги эти никуда не денутся. Что те, кто сейчас работают, кто накопил, они эти деньги получат. Никакой конфискации не было. Это все понятно. Это уже прозвучало. И, тем не менее, ваша рекомендация тем, кто сейчас работает, кто успешен,  кто хорошо зарабатывает,  пользоваться государственной накопительной системой выгодно, с точки зрения того, чтобы обеспечить себе хорошую  добродетельную старость с нормальными доходами?

Антон ДРОЗДОВ: То совершенствование государственной накопительной системы, которое сейчас происходит, решением по введению механизма гарантирования,  новые правила регулирования, новые требования к НПФам, оно существенно оздоровит ситуацию и позволит действительно  дать больше стабильности. Здесь вопрос, как правило, в тех странах, где существует накопительная система, это население все делится на 50 на 50. 50 считают, что надо рискнуть, и рыночный доход будет больше, чем та индексация, которую предлагает, предоставляет государственная система. А 50% считают, что нужно жить тем индексом, которое дает государство. Кстати,  это не ниже, чем инфляция. Но все предыдущие годы у нас  была выше, и в  бюджете на три года эта инфляция - плюс два пока эти индексы у нас заложены. И не рискуют. Поэтому, мой совет, наверное, знаете, тут следующий. Тем, у кого низкая заработная плата, средняя заработная плата, кто не участвует в корпоративных системах, конечно, государственная система им ближе и понятней. Но если гражданин действительно имеет высокую заработную плату, участвует, и его компания дает ему дополнительный социальный пакет,  то есть, он уже, в некотором роде, в негосударственных фондах, и в корпоративной программе, добровольно еще готов отчислять, то, наверное, можно попробовать сформировать накопительную часть. По крайней мере, из того, что я разговаривал с людьми, как правило, все поступают так.

ВЕДУЩИЙ:  А государство в будущем будет управлять пенсионными накоплениями? Или оно уйдет из этой системы,  и только частный бизнес будет заниматься управлением?

Антон ДРОЗДОВ: Вы знаете, пока в тех законах не предлагается таких радикальных мер. Предлагается только усовершенствовать регулирование и ввести систему гарантирования. Но, на мой взгляд, система обязательного пенсионного страхования в части накопительной пенсии, в части, она, конечно, требует дальнейшего совершенствования. Вот вы, наверное, знаете такую проблему,  как разнесение убытков или проблему периода нахо ждения на пенсии в среднем,  и так называемый, период дожития. Дело в том, что законодательно они определяются законодательно, и не дают возможности негосударственным пенсионным фондам гибко реагировать на изменения контингента застрахованных лиц, на изменение экономической конъюнктуры. Здесь можно также говорить об инвестиционном портфеле, об инвестиционной декларации фондов. И эти все моменты,  они, конечно, будут нуждаться в дальнейшем совершенствовании, и мы надеемся, что новый мега-регулятор -  Центральный банк вместе с Министерством финансов уже  на следующем этапе посмотрит и на эти вопросы.

ВЕДУЩИЙ:  В управлении Пенсионного фонда довольно крупные суммы денег. Насколько я знаю, там речи идет о сотнях млрд. руб. Эти деньги вы во что вкладываете? Они доходят  до экономики?

Антон ДРОЗДОВ: В основном, депозиты, банковские депозиты, через биржу, так же, как это делает и федеральное казначейство.  Таким образом, банкам дается соответствующая ликвидность. Единственное, могу сказать,  что эти депозиты краткосрочные, поскольку эти деньги у нас ровно до того момента, как мы получим от предприятия отчетность, и узнаем, за кого они уплачены. В этом случае, мы, согласно заявлениям, которые у нас есть,  граждан, направляем их в те негосударственные фонды и управляющие компании, которые уже их инвестируют на 10-20 и 30 лет, более длинное инвестирование. Поэтому, у нас эти деньги порядка полугода,  три месяца. То есть, вот такие сроки.

ВЕДУЩИЙ:  Антон Викторович, спасибо вам за интервью. Я желаю вам успехов в прохождении всех  пенсионных инициатив в Государственной  Думе. Мы надеемся, что на канале "РБК" мы будем широко это освещать. Я напомню, мы были в гостях у главы Пенсионного фонда России Антона Дроздова. Всего вам доброго! Спасибо!

Антон ДРОЗДОВ: До свидания" Спасибо!

Источник: "РБК-ТВ"