Откуда же тогда такая экономия? С этим непростым вопросом "РГ" разбиралась вместе со статс-секретарем - заместителем министра труда и соцзащиты Андреем Пудовым.
Андрей Николаевич, откуда все-таки возьмутся "лишние" деньги - названные вице-премьером Ольгой Голодец 450 миллиардов - это хоть и не критично на фоне годового бюджета Пенсионного фонда в 6 триллионов, но все равно сумма внушительная... Кому-то пояс должны затянуть? Все-таки кому меньше заплатят?
Андрей Пудов: Во-первых, объем сокращаемого трансферта - цифра не окончательная, это еще переговорная позиция. Во-вторых, обратите внимание, речь идет о ближайших годах - 2015-2016-м. То есть нам удается уменьшить дефицит Пенсионного фонда в рамках практически еще действующей старой модели, не меняя порядок выплат. Вы знаете, у нас действует такая конструкция по страховой части пенсии: весь объем денежных средств, которые тратит Пенсионный фонд на выплаты пенсионерам, формируется из двух источников - взносы и трансферт из федерального бюджета. Больше становится взносов при том же объеме выплат, значит, трансферт понадобится меньше. Так что необязательно "урезать" пенсии, результативнее - добиться увеличения поступлений в фонд.
Что вы, судя по вашим словам, и делаете. Каким образом?
Андрей Пудов: За счет трансферта достигается сбалансированность бюджета ПФР. Впервые при формировании бюджета с 2015 года применяется норма: общий объем средств, которые федеральный бюджет должен предоставить Пенсионному фонду, определяется как сумма восьми целевых трансфертов.
Они обеспечивают исполнение государственных обязательств, компенсируя выпадающие доходы ПФР от снижения страховых тарифов в солидарную пенсионную систему, либо расходов по льготным пенсионным правам некоторым категориям пенсионеров. По каждому целевому трансферту предусматривается разработка своей методики счета и свой комплекс мер по оптимизации размера трансферта.
Например?
Андрей Пудов: Например, досрочные пенсии. Работникам вредных производств, северянам, другим "досрочникам", пока они не достигнут общеустановленного пенсионного возраста, выплату пенсий обеспечивает федеральный бюджет, компенсируя эти расходы Пенсионному фонду.
Минтруд предлагает сделать этот трансферт целевым. И зафиксировать в методике его расчета, что обеспечение выплаты досрочных пенсий - это совместные обязательства государства и работодателя. Напомню, с нынешнего года предприятия, на которых есть "вредные" рабочие места, платят в пенсионную систему дополнительный тариф. Пока этот тариф невысок - 4 и 2 процента по 1-му и 2-му Спискам. Это сделано, чтобы не уронить производство, не создать чрезмерную нагрузку на бизнес.
И экономия уже есть: за первую половину этого года за счет дополнительного тарифа в ПФР поступило 13,8 миллиарда рублей. В дальнейшем предполагается, что тариф "за вредность" будет постепенно расти: в 2014 году - до 6 и 4 процентов в 2015-м - до 9 и 6 процентов.
А федеральный трансферт, соответственно, можно будет уменьшить. Со следующего года мы планируем, что для предприятий будет предусмотрена гибкая система: они смогут переоборудовать "вредные" рабочие места, сократить их число. В этом случае их платежи уменьшатся: дополнительный взнос будет платиться не "вообще", а за каждое прошедшее специальную процедуру оценки "вредное" рабочее место. Так мы параллельно решим еще одну задачу - улучшение условий труда.
Работников вредных производств и прочих досрочников у нас очень много - практически каждый третий. Но вы сказали, что есть и другие возможности сэкономить?
Андрей Пудов: Возьмем трансферт на компенсацию выпадающих доходов ПФР в связи с применением льготных тарифов.
Вы знаете, сельхозпредприятия, IT-компании, малый бизнес - все они платили (и платят) пенсионные взносы по льготному тарифу. То, что "недодают" - компенсирует опять же федеральный бюджет. В перспективе, конечно, нужно выходить на единую систему платежей: тариф должен быть одинаковым для всех. Но если правительство решит кому-то льготы сохранить - эти дополнительные расходы Пенсионному фонду по-прежнему должны компенсироваться за счет бюджета.
То же самое - с совокупной ставкой тарифа отчислений работодателей во внебюджетные государственные фонды (пенсионный, соцстрахования, медстрахования). Напомню, три года назад тариф 26 процентов на обязательное пенсионное страхование работников заменили на схему: 22 процента с установленного годового "потолка" зарплаты (сейчас это 568 тысяч рублей в год) плюс 10 процентов - с суммы превышения. Опять же разницу с 26 процентов по закону компенсирует бюджет.
Есть и менее крупные трансферты, например, на нестраховые периоды: служба в армии, уход за ребенком и другие. С минфином мы договариваемся, что по всем позициям нужно считать отдельно. Это сделает трансферты более прозрачными. Как в семейном бюджете: если делать все траты из одного кошелька, денег может и не хватить. Если деньги разложить на "кучки": вот это на оплату жилья, это на учебу ребенка, это на еду - управлять бюджетом станет намного проще и прозрачнее.
Разделение финансовых потоков - это, конечно, интересно. Но людей прежде всего волнует, как в новых условиях будет рассчитываться именно их пенсия. "РГ" уже рассказывала, что по новой формуле размер пенсии будет определяться с помощью умножения: суммарный индивидуальный пенсионный коэффициент работника (зависит от его зарплаты и трудового стажа) на стоимость этого коэффициента, которая будет ежегодно определяться правительством.
По поводу этой стоимости - масса опасений. Как она будет считаться? Не получится ли, что в каком-то году она станет меньше, чем в предыдущем? И в результате граждане, выходящие на пенсию в этом "неудачном" году, получат пенсию меньше?
Андрей Пудов: Стоимость коэффициента определяется так: все доходы в пенсионную систему, включая трансферты, которые я назвал, делятся на количество коэффициентов, заработанных всеми сегодняшними пенсионерами.
По новой формуле априори доходная часть уменьшаться не может: тарифы четко определены, рост зарплаты, в соответствии с макроэкономическим прогнозом будет продолжаться. Трансферты федерального бюджета тоже произвольно уменьшаться не могут. Количество пенсионеров хотя и увеличится, но не катастрофически. В итоге мы получаем сбалансированную, устойчивую систему, в которой не должно быть "провалов", о которых вы говорите.
Но ведь население стареет. Несколько лет назад у нас было 37 миллионов пенсионеров. Сейчас говорим, что их уже около 40 миллионов...
Андрей Пудов: Здесь важно сказать о мерах, которые мы заложили в формулу. Первая мера - плавно, в течение 10 лет повысить трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии с нынешних 5 до 15 лет.
То есть чтобы "получить" трудовую пенсию, нужно будет работать минимум 15 лет?
Андрей Пудов: Верно. Таким образом, мы тоже увеличиваем доходную часть Пенсионного фонда и, конечно, решаем проблему "уравниловки" в размерах пенсий: сейчас пенсия того, кто отработал 5 лет, соизмерима с пенсий отработавшего 20 лет.
Вторая мера опять же касается досрочников. На общественное обсуждение вынесен проект закона о постепенном преобразовании института досрочных пенсий в корпоративные. Минтруд предлагает мотивировать работодателя платить дополнительный тариф в корпоративную систему.
Как это работает? Сегодня работодатель платит дополнительный тариф, о котором я сказал выше, сверх 22 процентов в солидарную систему. Эти деньги сейчас не персонифицируются, они не "привязаны" к конкретному работнику.
Минтруд предлагает перенаправить их для формирования корпоративных пенсий и одновременно освободить работодателя, применяющего систему корпоративных пенсий, от платежа в обязательную пенсионную систему. При этом работник выигрывает, потому что его права в корпоративной пенсионной системе становятся персональными. У него появляется его индивидуальный пенсионный план. Кстати, при желании работник и сам сможет участвовать в формировании своей корпоративной пенсии - доплачивать из зарплаты к тем взносам, которые делает работодатель. Так, как это делается в других странах.
А если человек не захочет участвовать в корпоративной системе? Такое ведь тоже возможно...
Андрей Пудов: Да, возможно, и мы это учли. В законопроекте предусмотрено, что работник должен акцептовать или подписать свой индивидуальный пенсионный план. Если же он будет не согласен (если ему гарантии государства все-таки больше по душе), то тогда работодатель будет по-прежнему платить страховой тариф в систему обязательного пенсионного страхования.
Но у корпоративной пенсии по сравнению со страховой будет существенный плюс - эти средства так же, как и накопительная часть, будут наследоваться. В солидарной пенсионной системе этого нет.
Но ведь многие крупные предприятия - РЖД, например, металлурги, нефтяники уже имеют дополнительные отраслевые пенсии для своих работников?
Андрей Пудов: Да, в металлургии, РЖД в системе добровольного пенсионного страхования участвует уже больше 60 процентов работников. То есть там эта система уже создана, даже без мотивационного "пряника", когда государство позволяет обязательный тариф перевести в добровольный. Этим предприятиям вписаться в новую систему будет легко. Другим, где пока отраслевых пенсий нет, нужно будет создавать такую систему.
В результате, по нашим прогнозам, к 2030 году количество лиц, которые имеют право на досрочную пенсию в рамках обязательного (государственного) страхования, сократится. Это ответ на ваш вопрос: население стареет, но количество пенсионеров резко не увеличится - льготников станет меньше. Конечно, льготники по-прежнему будут, и они, как и раньше, будут получать досрочную пенсию - но уже не за счет государства, а за счет корпоративной системы.
А что будет с работающими во вредных условиях, но на государственных предприятиях? Например, врачи-рентгенологи в госклиниках?
Андрей Пудов: Абсолютно то же самое. Сегодня бюджетные организации, имеющие вредные рабочие места, платят дополнительный тариф. Бюджетные учреждения, так же, как и коммерческие предприятия, смогут формировать права на досрочную пенсию либо в НПФ, либо, если захотят, в системе обязательного пенсионного страхования (как происходит сейчас).
Мы предполагаем, что на федеральном уровне будет утверждено несколько пенсионных программ - ориентировочно 5-7. То есть государство будет контролировать формирование корпоративных пенсий, закрепив основные параметры будущих пенсионных планов. И НПФ будут обязаны предлагать их по выбору работника, соблюдая "правила игры".
Возвращаясь к вопросу об устойчивости пенсионной системы, все же поясните: если мы идем по пути "сообщающихся сосудов", если пенсионные выплаты будут в основном обеспечиваться Пенсионным фондом за счет страховых взносов, то каким образом защитить пенсионеров от падения пенсий, если, к примеру, разразится новый кризис, начнется безработица, и доходы ПФР упадут?
Андрей Пудов: Защита есть. Во-первых, бюджет фонда по-прежнему будет утверждаться федеральным законом. Это значит, что все базовые параметры будут публично обсуждаться. Сегодня, к слову, размер индексации утверждается правительством.
Минтруд же предлагает утверждение стоимости пенсионного коэффициента, который определяет размер и динамику пенсии поднять на уровень закона.
Второе. Мы предлагаем установить минимальную гарантию, так называемую базовую. Если, допустим, рост зарплаты снизился и поступления в ПФР оказались меньше, чем планировалось, то в соответствии с законом стоимость пенсионного коэффициента все равно вырастет не ниже уровня инфляции. Вы спрашиваете, какой источник? Естественно, источником в этом случае будет федеральный бюджет - об этом договорились.
Минфин согласился?
Андрей Пудов: Минфин эту норму акцептовал в тех базовых параметрах, которые мы согласовывали. Именно это и дает Минтруду право утверждать: пенсия ни у кого не уменьшится. Более того, при переходе на новую систему она станет больше у тех, чей стаж при выходе на пенсию был больше 30 лет для женщин и 35 - для мужчин.
Вы имеете в виду нынешних пенсионеров?
Андрей Пудов: Да. Сработает предусмотренная законопроектом стажевая линейка премиальных баллов. Минтруд предлагает применять ее не только для вновь выходящих на пенсию, начиная с 2015 года, но и для тех нынешних пенсионеров, которые имели продолжительный трудовой стаж. По оценкам Пенсионного фонда, речь идет примерно о 80 процентов действующих пенсионеров. При переходе на новую систему их пенсии пересчитают, и они получат прибавку за длительный стаж.
Еще об одном способе сэкономить говорилось уже очень много. Это - стимулирование более позднего выхода на пенсию. В нынешнем законодательстве такая мера - перерасчет пенсии в большую сторону - имеется. Но не работает - слишком мал "навар", люди у нас считать умеют. Как будет после реформы?
Андрей Пудов: Минтруд и ПФР провели несколько соцопросов во всех регионах России. Мы проверяли, "взвешивали на весах": вы согласны, если пенсию за отложенный выход на пять лет увеличат в полтора раза? Каждый четвертый ответил - да. А если размер пенсии вырастет более чем в два раза за 10 лет отсрочки? "Да" ответили до 16 процентов.
Конечно, можно говорить, что результат зависит от рода деятельности человека, что одно дело - участвовать в опросе, и другое - поведение в жизни... Но тем не менее факт остается фактом. Поэтому этот принцип - увеличение пенсии тем больше, чем на более продолжительный срок человек откладывает ее оформление, мы включили в законопроект "О страховых пенсиях". Действительно, сегодня откладывать оформление пенсии работникам не выгодно. За десять лет этим правом воспользовалось меньше тысячи граждан. Поэтому нашей задачей было рассчитать формулу так, чтобы человек реально выигрывал. Как пример: если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без оформления пенсии, то фиксированная выплата (базовая часть) будет увеличена на 19 процентов, а страховая - на 24. За 8 лет переработки прибавка составит 73 процента для "базы" и 90 процентов для страховой пенсии. То есть пенсия почти удвоится. Это серьезное поощрение.
Однако при общественном обсуждении формулы звучат мнения, что минтруд излишне поощряет более поздний выход на пенсию. Но, проводя расчеты, мы старались не генерировать чрезмерных обязательств перед пенсионерами. То есть мы искали "золотую середину" - чтобы норма работала на пенсионера и не приводила к разбалансированию системы в целом.
Источник: "Российская газета"