- Антон Викторович, станет ли пенсионная формула, недавно утвержденная правительством, последней?
- Пенсионная формула не может быть константой. Особенно сегодня, когда не только российская, но и мировая экономика быстро меняется. Изменения в экономике всегда влияют на пенсионные системы. В последнее время пенсионные формулы пересмотрели многие страны. Украина, например, повысила возраст выхода на пенсию. Мы по этому пути не пошли. В конце прошлого года наше правительство приняло Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы. Это комплекс мер, формула - лишь одна ее часть. Она сделает нашу пенсионную систему более сбалансированной. Будет стимулировать более поздний выход на пенсию, продолжительный стаж. Новая формула наряду с другими мерами позволит, с одной стороны, удерживать пенсионную систему в относительно сбалансированном состоянии, а с другой - обеспечить поступательное увеличение пенсий.
- Дыра в пенсионном бюджете в итоге затянется?
- При таких тарифах и заявленном уровне пенсий избежать дефицита полностью не удастся. Покрываться разница между выплатой пенсий и страховыми взносами будет трансфертом из федерального бюджета. В этом году он порядка триллиона рублей, в следующем с учетом наших переходящих остатков и принятых решений не направлять в 2014 году страховые взносы в накопительную систему - 336 миллиардов рублей. Эффект от новой формулы будет не менее одного процента ВВП. Вместе с тем трансферт на сбалансированность до нуля снижаться не должен, так как есть законодательно предоставленные льготы различным категориям граждан. Их несправедливо покрывать за счет тех, кто платит в систему по полному тарифу и выходит на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте.
- В формуле нет ни одного параметра, выраженного в денежных единицах. Такое изменение безусловных финансовых обязательств государства на условные можно назвать дефолтом?
- Вы не правы, когда говорите, что в формуле нет абсолютного элемента. Он есть. Это стоимость одного балла - пенсионного коэффициента - в деньгах. Этот элемент формулы с 1 января 2015 года после законодательного утверждения будет безусловным. Второй безусловный элемент - это обязательство индексировать тот самый балл ежегодно на уровне не ниже инфляции. То есть в следующем году стоимость балла всегда будет выше, чем в этом. А дальше стоимость балла будет изменяться в зависимости от доходов экономики, а их количество - от вашего трудового вклада - стажа и заработка. У нас есть такой параметр, как расчетный пенсионный капитал. Грубо говоря, это объем средств, который будет необходим для выплаты пенсий одному поколению через определенный промежуток времени. Сейчас для тех, кто родился после 1967 года, это порядка 17 триллионов рублей.
- Эта сумма с введением новой формулы не уменьшится?
- Общая стоимость баллов год от года будет расти темпами не ниже инфляции. Следовательно, расчетный пенсионный капитал станет увеличиваться. Появляющиеся риски будут регулироваться так же, как сегодня: легализацией зарплат, оптимизацией льгот, увеличением охвата граждан пенсионным страхованием, изменением параметров системы.
- Показатель текущих доходов экономики - это нечто, привязанное к стоимости нефти?
- Ну не совсем так. Это уровень занятости, уровень легализации доходов, уровень зарплат и так далее. Есть еще порог, выше которого не будут получать пенсию даже самые богатые граждане и который установлен для того, чтобы они не разбалансировали систему. Он мешает образованию дополнительных пенсионных прав через стоимость активов. Сейчас это делается с помощью установления предельного уровня зарплаты, с которого уплачиваются страховые взносы по основному тарифу и формируются пенсионные права.
- В вашей системе координат богатые - это люди с каким доходом?
- Сейчас предел взносооблагаемого заработка составляет 568 тысяч рублей в год. Это порядка 47,3 тысячи рублей в месяц, или 1,7 от среднероссийской зарплаты. Мы постепенно будем повышать этот уровень до 2,3 средней зарплаты.
- Что выгоднее государству - чтобы как можно больше людей перешли в негосударственные фонды или остались "молчунами"?
- Когда в 2001 году вводили накопительный компонент в систему обязательного пенсионного страхования, людей не спрашивали, хотят они или нет в нем участвовать, нести рыночные риски. Теперь у каждого есть выбор. Государству выгодно комплексное развитие пенсионной системы. И это записано в стратегии - обязательная часть, корпоративная и частная. За корпоративную несет ответственность не государство, а работодатель. А в частной есть уже ваша личная ответственность, когда вы сами должны побеспокоиться о своем будущем. В развитых странах государственная и корпоративная части друг друга дополняют. Правда, пропорции между корпоративной и государственной частями могут быть разными. Скажем, в Голландии государственная часть пенсии, которую получают граждане, очень маленькая. Зато большая корпоративная. В нее включены 95 процентов работодателей. Такая же схема в Великобритании и Соединенных Штатах. А, допустим, в Германии, Испании и Франции государственная часть больше, а корпоративная меньше.
Так вот, стратегия ставит перед нами задачу развивать все сегменты пенсионной системы. Недавно на заседании правительства, например, рассматривался вопрос о предоставлении налоговых льгот тем работодателям, которые формируют для своих работников корпоративные пенсии. Решение отложили. Тем не менее это яркий пример. Накопительная же система - это часть обязательной государственной системы, которую мы искусственно вывели в рыночное поле. Формула для расчета накопительной останется прежней. Ее индексация будет зависеть от результатов размещения пенсионных накоплений, а не от объема собранных взносов.
- При этом администрирование страховых взносов Минфин хочет передать в Федеральную налоговую службу, а у ПФР эту функцию забрать. Как вы к этому относитесь?
- Страховые взносы - это не налоги. Налоги вы взяли, и никаких прав у налогоплательщика не возникает. А взносы образуют обязательства государства потом платить пенсии. И у нас есть отдельная система учета пенсионных прав по каждому человеку. ПФР находится на конце цепочки. Фонд определяет объем пенсионных прав и за все ошибки несет ответственность. Наша логика состоит в том, чтобы в одних руках было и поступление взносов, и их распределение. Если это разъединить, могут произойти серьезные нестыковки. Плюс во всех странах и персональный учет пенсионных прав, и взносы находятся в одних руках. Нигде их не разделяют. Тем более сейчас, когда пенсионная система усложняется, это делать нельзя. У государства расходы на администрирование только увеличатся, а у плательщика не снизятся. Плюс он как бегал в два кабинета, так и будет бегать.
- Вы сами-то к какой "партии" принадлежите: к "молчунам" или к активным участникам накопительной системы?
- Я "молчун". Я родился до 1967 года, все взносы за меня уже давно идут в страховую часть. И хотя у меня есть накопительный счет, переводить его в НПФ из государственной управляющей компании не было никакого смысла. Он очень маленький. Правда, я участвую в системе софинансирования. В той самой программе "тысяча на тысячу". Если государство предоставило такую возможность, почему было ею не воспользоваться?!
- Не проще было бы раз и навсегда отменить накопительную систему, если она, по-вашему, отбирает деньги у солидарной?
- Мы не можем отменить ее для граждан, которые уже участвуют в накопительной системе. Деньги с накопительных счетов инвестируются. Экономика их уже восприняла. Более того, мы полагаем, что надо стимулировать активную часть населения, чтобы они копили себе на старость.
- Сколько граждан выбрали накопительную систему?
- Если брать работающих граждан 1967 года рождения и моложе, то примерно 45 процентов выбрали сохранение участия в накопительной системе. А вот тех, кто не выбрал для себя накопительную систему, нет смысла вовлекать в нее без их желания. Ну не хотят люди брать на себя рыночные риски. Люди хотят, чтобы государство само формировало и индексировало их пенсии. Значит, надо предоставить им такую возможность. Поэтому сейчас государство и берет на себя ответственность, что солидарная пенсия будет расти в соответствии с параметрами, объявленными в новой формуле. Именно поэтому мы приняли решение, что те, кто останется в солидарной системе и предпочтет ее накопительной, будут отчислять на свои накопительные счета 0 процентов от страховых взносов.
А те, кто написал заявление о переводе своего накопительного счета в НПФ или в частную управляющую компанию, будут получать 6 процентов. Можно еще написать заявление, что ваш счет остается в государственной управляющей компании и на него будут перечисляться 6 процентов. Таким образом мы решаем сразу две задачи. Стимулируем людей сделать наконец свой выбор. И получаем дополнительные средства в солидарную часть для выплаты текущих пенсий. Помимо этого будут еще изменения. Принято решение продлить для "молчунов" срок выбора тарифа и Пенсионного фонда или управляющей компании. Сейчас он заканчивается 1 января 2014 года. Мы продлим его еще на год - до 1 января 2015 года. Кроме того, для всех, кто еще только будет вступать в систему обязательного пенсионного страхования, сохранится право выбора участия в накопительной системе.
- Что выгоднее: перейти в НПФ или остаться в солидарной системе?
- Очевидно, что накопительная система выгодна для тех, у кого достаточно приличный заработок. Накапливать с зарплаты в 1 - 2 МРОТ нет никакого смысла. Представители негосударственных пенсионных фондов говорят, что если к ним приходит человек со взносом, скажем, менее трех тысяч рублей в год, то он не окупает даже расходы на администрирование его накопительного счета.
Вторая проблема - доходность. Я не знаю сейчас таких инструментов, доходность от вложения в которые стабильно обгоняла бы инфляцию. Хотя понятно, что эти деньги инвестируются на длительный период. Тогда возникает эффект сложного процента. И если вы не изымаете эти деньги, в итоге у вас получаются довольно существенные суммы даже при инвестировании в консервативные инструменты с минимальным риском. Так сейчас распоряжается деньгами на накопительных счетах государственная управляющая компания. Что касается негосударственных пенсионных фондов - у них есть возможность вкладывать деньги в более рискованные активы. А значит, более доходные или более убыточные соответственно. Поэтому сейчас мы подошли к необходимости усиления регулирования их деятельности и создания адекватной системы гарантирования в ней.
- Для чего тогда Пенсионный фонд России вывесил на своем сайте "пенсионный калькулятор"? Некоторые даже посчитали, что такая пенсия, которую он показал, у них лет через 20 и будет.
- Такие калькуляторы сейчас стали востребованными. Их на своих сайтах размещают многие финансовые институты. Главная задача нашего калькулятора - показать механизм новой пенсионной формулы. Хотя понятно, что это вещь условная. Это был такой пиар-ход, чтобы люди поняли, что размер их пенсии будет зависеть от тактики, которую они выберут. Что пенсия получится больше, если они будут дольше работать, получать белую зарплату и отложат выход на пенсию.
- Давайте вернемся к пенсионным накоплениям. Для чего теперь от НПФ требуют, чтобы они акционировались? И правда ли, что с нового года ПФР не будет перечислять средства на находящиеся в этих фондах накопительные счета, пока они этого не сделают?
- Да, правда. Мы приняли такое решение, когда оценили все риски, которые сегодня накапливаются в негосударственной пенсионной системе, управляющей пенсионными накоплениями из обязательного пенсионного страхования. Когда был принят закон о НПФ, в нем была отсылочная норма о том, что они гарантируют гражданам сохранение номинала уплаченных страховых взносов. Система этих гарантий должна быть описана в отдельном законе. Сейчас мы такой нормативный акт разрабатываем. И в ходе этой работы пришли к выводу, что нам необходимо принять несколько очень серьезных мер. В противном случае эта система работать не будет, она не будет устойчивой.
Первое связано с созданием самой системы гарантирования как таковой. Ею будет заниматься Агентство по страхованию вкладов. Второе: нам необходимо ужесточить требования к деятельности НПФ, касающиеся ликвидности их активов, собственных средств и так далее. Такие показатели есть для банков. И этим будет заниматься созданный на основе ЦБ мегарегулятор. Третье: сами негосударственные пенсионные фонды надо сделать прозрачными. А для этого они должны стать открытыми акционерными обществами.
Если подготовленный Минфином и Минэкономразвития соответствующий пакет законопроектов будет принят, то в течение следующего года-двух все фонды будут проверяться. И в систему гарантирования войдут только те, что пройдут эту проверку. Акционирование - тоже условие вхождения в нее. Создаваться она будет примерно так же, как в свое время создавали систему страхования вкладов.
Что касается денег, то мы будем перечислять их только в те НПФ, которые войдут в систему гарантирования. Это будет касаться как негосударственных пенсионных фондов, так и частных управляющих компаний. Такое решение уже принято.
- Интересные вещи вы рассказываете. А что будет с накопительными счетами тех, кто написал заявление в этом году? Они в НПФ, пока он не пройдет в систему гарантирования, переведены не будут?
- Да, когда НПФ акционируется и выполнит все формальности, деньги на эти счета опять начнут перечисляться. Если нет, человек сможет выбрать другой НПФ либо перевести свой накопительный счет в государственную управляющую компанию.
- Значит, срок выбора продлевается еще на год. А срок вступления в систему софинансирования? Ту самую программу "тысяча на тысячу"?
- Этот срок закончился 1 октября. Однако в будущем мы намерены создать другую систему софинансирования уже для отдельных категорий граждан. Но когда это произойдет, я пока сказать не могу.
- Последний вопрос. Скажите, обнуление поступлений на накопительные счета "молчунов" можно считать конфискацией?
- Никакой конфискации и обнуления счетов не будет. Все ранее сформированные накопления в системе ОПС остаются за гражданином и будут выплачены ему после выхода на пенсию. При этом по закону деньги, которые перечисляются на накопительные счета граждан, все равно принадлежат государству. И мы никого не спрашивали, когда вводили отчисления в накопительную часть. И сейчас можем этого не делать. Но мы это делаем. Я же уже сказал, что срок выбора для всех будет продлен до 1 января 2015 года.