Говорить с ним мы будем о том, что сегодня происходит с пенсионной системой и какое будущее её ждёт?
Антон Викторович, добрый день. Вы знаете, у меня складывается такое впечатление, что достойное пенсионное обеспечение становится для государства все непосильнее и непосильнее. И поэтому граждан постепенно подводят к мысли, что сытая старость во многом зависит от них самих, что вместо пенсии им лучше продолжать работать, нужно продолжать делать взносы в пенсионные фонды добровольные и тогда может быть на их пенсию можно будет как-то жить. Что Вы об этом думаете?
Антон ДРОЗДОВ: Я хотел сказать, что вопрос увеличения пенсии - очень актуальный вопрос для всех стран в настоящее время. В первую очередь это связано с изменяющейся демографической ситуацией: старением населения, увеличением количества пенсионеров в соотношении с количеством работающих. И даже более высокая зарплата последних иногда эту диспропорцию не меняет. Тем не менее, я хотел сказать, что все расчёты, которые делает Пенсионный фонд, они делаются с учётом всех этих особенностей: и с учётом демографических тенденций, и с учётом макроэкономических показателей. Расчёты такие длинные, поскольку пенсионная система - это длительный процесс. То есть, мы тридцать лет накапливаем и даже сорок, а потом за 20 лет все тратим. Поэтому в основу всех предложений ложатся наши расчёты, которые спроектированы до 2050 года, а в отдельных случаях даже до 2075 года.
ВЕДУЩИЙ: Но все равно граждане всё меньше верят в то, что от государства они смогут получать пенсию, которая позволяла бы им каким-то образом жить. Вы не согласны?
Антон ДРОЗДОВ: Действительно государство и не говорит о том, что оно обеспечит большую пенсию всем. Все системы, которые построены только на обязательных отчислениях, то есть, на отчислениях, основанных на принуждении они, как правило, рассчитаны на низко- и в лучшем случае среднедоходные категории населения. Имеется в виду, что более богатые, получающие более высокую заработную плату могут сами позаботиться о себе, используя и другие предоставленные возможности: рыночные, законодательные. Поэтому, как правило, все государственные пенсионные системы настроены на то, чтобы обеспечить средний уровень.
ВЕДУЩИЙ: Скажем, минимальный?
Антон ДРОЗДОВ: У нас сейчас средняя пенсия, скажем, 10700 - порядка 11000, на уровне 1,75-1,8 прожиточного минимума. Ещё недавно она была меньше. При этом прожиточный минимум постоянно индексируется. По уровню пенсионного обеспечения мы сейчас постоянно растём, и в стратегии по развитию пенсионной системы поставлена задача к 30 году дойти до почти до 3 прожиточных минимумов. То есть, увеличение пенсии произойдёт больше чем в 1,5 раза при сопоставимых условиях. Государство ставит задачу по увеличению уровня пенсий и для этого предпринимает определённые меры.
ВЕДУЩИЙ: Вот тогда поясните мне пожалуйста, очень многие мои коллеги журналисты говорят и пишут, различного рода эксперты высказываются о том, что все сегодняшние проблемы пенсионной системы существующей и все попытки реформировать эту систему вызваны тем, что есть большой дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ. В то же время, как было уже сказано, стоит задача, которая должна быть выполнена о дальнейшем повышении пенсий. Значит, по поводу тогда дефицита. Это досужие вымыслы или всё-таки есть какая-то проблема?
Антон ДРОЗДОВ: Знаете, я могу сказать, что формально дефицита у Пенсионного фонда нет. Есть даже профицит, который образуется из-за того, что в накопительную часть поступают страховые взносы, а выплаты пока минимальны. Если отбросить в сторону накопительную часть пенсий и говорить о том, что осталось в распределительной части, то здесь же опять ситуация следующая. Есть расходы, которые покрываются за счёт трансфертов из федерального бюджета именно потому, что либо эти выплаты должны идти из федерального бюджета и мы является только проводником этих выплат. То есть, они делаются не за счёт взносов. То есть, материнский капитал, пособия различные, социальная пенсия. Они не несут страховых взносов. Мы получаем из федерального бюджета деньги и просто тут же отдаем ее через нашу систему вместе с пенсией. Либо государство приняло законодательное решение о представлении какой-либо льготы. И изначально при принятии закона предполагалось, что эта льгота будет компенсироваться Пенсионному фонду за счет бюджета. Например, снижение тарифов с уплаты страховых взносов отдельным категориям, общее снижение тарифа для бизнеса с 26 до 22 процентов, нестраховые периоды, это уже по расходам. Когда люди не работают: в армии служат, сидят с ребёнком, находятся в командировке с мужем и т.д. Поэтому если всё это посчитать, то у нас практически, если брать 2014 год, нет чистой несбалансированности. Трансферт в следующем году, который не привязан к установленным выплатам теми законами, которые приняты до 330-350 миллиардов. При этом здесь не учтены те, кто выходит на пенсию досрочно. Это учителя, врачи, работающие на севере. Если мы всё посчитать, то как раз получается эта сумма. Поэтому одна из целей реформы заключается в том, чтобы всё это посчитать скрупулёзно, посмотреть, где есть диспропорция во взносах, в правах, а где это связано со льготами. И дальше уже идти так, чтобы ориентироваться на то, чтобы не допускать дальнейших диспропорций во взносах и правах. Ну, а то, что связано со льготами, безусловно, на взгляд, бюджет ему должен покрывать.
ВЕДУЩИЙ: То есть, в принципе бюджет Пенсионного фонда за счёт страховых взносов работодателей наполняется полностью?
Антон ДРОЗДОВ: Страховые взносы работодателей наполняются. У нас были всегда довольно приличные результаты, всегда перевыполнялись планы. И в этом году идём с опережением, на 10 процентов выше 2012 года. То есть, взносы поступают хорошо, и дефицит никоим образом не связан с этим.
ВЕДУЩИЙ: Хорошо. Упомянули 14-й год. Не могу, конечно, не спросить. В 2014 году накопительная часть у 25 миллионов россиян формироваться не будет. Эти деньги, около 300 миллиардов рублей, будут направлены в общий бюджет Пенсионного фонда. Как Вы относитесь к заявлениям политиков, что это почти честная конфискация у граждан заработанных пенсионных накоплений?
Антон ДРОЗДОВ: Ну, я считаю, что это по меньшей мере, неграмотное заявление, потому что есть в тех законах, которые сейчас внесены в Государственную Думу, которые сейчас рассматриваются есть несколько основных принципов. Первое. То, что направлено в негосударственные пенсионные фонды за конкретного гражданина, оно остаётся в этих же фондах, которые с этими средствами продолжают работать, их инвестировать. Это первое. Второе. Вводится система гарантирования пенсионных накоплений с 1 января следующего года. Эта норма предусмотрена законом, который также находится в Госдуме. И там было варианта решения. Либо сначала всех в эту систему запустить, а потом уже смотреть, насколько они соответствуют всем критериям, которые к слову сказать для этой системы специально сейчас разрабатываются. Потому что там предусматривается ответственность государства в случае чего. Либо сначала всех проверить, а потом запускать по мере того как. Когда создавали систему страхования банковских вкладов пошли по пути так называемого "узкого горлышка". То есть, объявили требования, и те, кто им удовлетворял, вошли в систему, а кто нет, в систему не попал. Именно так пошли. И следующий год будет посвящен тому, что после того, как мегарегулятор в лице Центрального банка эти требования объявит, всем дается время на то, чтобы этим требованиям соответствовать. Старые взносы у них остаются. Взносы за этот год, которые ещё поступают, будут оставаться пока у нас, никуда не будут тратиться, будут инвестироваться. И как только любой из НПФ входит в систему ему тут же отдаёт оставшиеся взносы за 2013 год плюс добровольные взносы, плюс взносы по программе софинансирования. Ну а взносы, которые поступят в 2014 году, они действительно идут на распределительную часть. То есть, тариф как бы получается ноль, но в этот период у каждого работающего человека формируется больше прав в солидарной системе. У каждого человека будущая пенсия состоит из трёх частей: фиксированная выплата, та часть, которая формируется за счёт солидарной системы, а это 16 процентов. И только 6 процентов у тех, кто выбрал формируется в виде накопительной части. Вот в следующем году эти 6 процентов также пойдут в солидарную часть, и права там будут расти. К слову сказать, в этом году пенсионные права в солидарной части проиндексировал на 10,1 процента, что выше уровня инфляции как минимум на 3,3 процента. Так что в следующем году у нас предусмотрена индексация на 8,1 при инфляции в 5. Так что мы считаем, что граждане ничего не потеряют. Но, с другой стороны, как только фонд получает право, со следующего квартала все деньги начинают поступать в этот фонд и мы не меняем систему сбора заявлений, мы не меняем систему отношений с негосударственными пенсионными фондами. Ничего не меняется и деньги поступают. При этом граждане имеют право в течение двух лет дополнительно выбрать ещё 6 или 0.
ВЕДУЩИЙ: Кстати, можно чуть поподробнее по поводу этого выбора. Предстоит сделать выбор и отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии или оставить в размере шести процентов. Кто и какой выбор для чего все-таки должен делать? Можно объяснить это.
Антон ДРОЗДОВ: Если вот до первого января 2013 года выбор только - куда направить свои пенсионные накопления, у всех был тариф 6. То в этом году мы уже принимали заявления исходя из 62. Сейчас решили 6,0, что на наш взгляд наиболее простая и чистая схема. То есть, гражданин может помимо того, что он выбирает куда он направляет эти деньги еще и тариф, это тариф 6. Если вы не выбрали...
ВЕДУЩИЙ: Это могут делать только те, кто родился после 67-го года. Те, у кого есть накопительная часть. Это естественно. Если у вас накопительной части нет, то и собственно выбора нет. Поэтому если вы будете продолжать молчать, не писать никуда заявление, то это значит, что ваши все права формируются в страховой части. И тогда, то что я сказал, это индексируются по росту Пенсионного фонда, но в любом случае не ниже, чем инфляция. Это государственная система полностью. Если вы написали заявление в НПФ или когда-либо это писали, то у вас шесть. Вы можете выбрать иной НПФ или вернуться в солидарную часть. И у вас есть два года - следующий год и 2015 год. К слову сказать, те кто выбрал два, в следующем году могут определиться - ноль или шесть. Все-таки два это что было? Это было ближе больше к молчуну или это было ближе к шести. Вновь вступающий в систему, то есть он пришел на работу в первый раз в следующем году, у него будет пять лет для того, чтобы определиться.
ВЕДУЩИЙ: Ну, все-таки выбор между чем и чем?
Антон ДРОЗДОВ: Между тем, формируете ли вы свои права частично на уровне шести процентов в накопительной системе и тогда вы выбираете этот выбор и плюс где вы их формируете. Вы их формируете в НПФ, в управляющей компании. Или вы их формируете полностью в солидарной государственной системе.
ВЕДУЩИЙ: И ваша пенсия в дальнейшем зависит исключительно от государства. Просто когда человек покупает автомобиль по мощности двигателя. Если два подобных, то он выбирает по цвету и по комплектации. В чем здесь комплектация хочется понять.
Антон ДРОЗДОВ: Разница действительно будет в том, что если вы полностью выбрали распределительную часть, то есть тариф 0, то ваша пенсия будет зависеть от роста доходов Пенсионного фонда. То есть, от собираемых взносов и будет индексироваться не меньше, чем инфляция в любом случае и государство будет обеспечивать. А во втором случае, частично на шесть процентов она будет формироваться и перечисляться за счет того, кто им управляет и она будет зависеть от рыночных рисков. Она будет зависеть от работы конкретной управляющей компании. С этого будут минусоваться расходы на управление этими деньгами. Но государство при этом гарантирует номинал, то есть не меньше, чем туда было перечислено. Это на выходе будет не меньшая сумма в ваших пенсионных правах. А индексация этой части будет осуществляться, исходя из дохода, который ежегодно получается. Она может быть разная. Поэтому здесь нужно внимательно относиться к выбору того или иного финансового института для того, чтобы размещать там средства.
ВЕДУЩИЙ: Ну, вот где-то около года назад, почти год назад в одном из интервью Вы сказали, что накопительный элемент не совсем встраивается в государственную пенсионную систему из-за серьезных рыночных рисков. За этот год Ваша точка зрения не поменялась?
Антон ДРОЗДОВ: Во-первых, она не поменялась. Потому что мы поменяли или меняем формулу в солидарной системе, в накопительной мы ее не меняли. Но все равно там придется кое-что поднастроить, потому что конечно, когда государство централизовано само определяет период нахождения, коэффициент на пенсии, то есть средний коэффициент выплат, то конечно он по факту для всех НПФ разный. Потому что у всех разный контингент застрахованных мужчин, женщин и так далее. Это рыночный риск. Второе, на мой взгляд, сам застрахованный продукт - бессрочная пенсия. Он тоже будет характерен для государственных распределительных систем. Все-таки когда мы говорим о накопительных пенсиях, о пенсиях, которые связаны с рыночным риском, то там конечно существуют либо срочные пенсии и дальше, если вы хотите бессрочную, то вы покупаете аннуитет у страховой компании, которая страхует жизнь. Либо это страховой продукт до исчерпания средств на счете. Но в любом случае, здесь меньше рисков для компании. Поэтому мы все-таки рассчитываем, что с 22-23-го года, когда уже начнутся серьезные выплаты из накопительной части, потому что сейчас еще лица моложе 67-го года не выходят на пенсию в массовом порядке. Это в основном те, кто досрочно, имеет льготы и так далее. Вот к тому моменту надо все вопросы эти решить, чтобы негосударственные пенсионные фонды чувствовали себя, так сказать, более комфортно и вот система гарантирования - это один кирпич в эту систему. Новые требования и новый медрегулятор, который регулирует и страховой рынок, и рынок финансовых инвесторов, и рынок Пенсионных фондов, и банки. Это второй кирпич. Ну, и третий кирпич - это конечно иметь более гибкую систему, как инвестирования, так и расчета пенсионных продуктов.
ВЕДУЩИЙ: Я помню вообще были споры по поводу целесообразности сохранения накопительной системы. Вы говорили, что может быть имеет смысл отказаться от нее. Что Вы думаете на этот счет?
Антон ДРОЗДОВ: Дело в том, что накопительная пенсия была придумана из-за того, что у нас рынок труда стал более сложным. Появилось много профессий, где наемный труд - он условен. Больше индивидуалов появилось, появились фрилансеры, так называемые. Кто работает... То есть, изменился рынок труда. Поэтому чтобы страховать этих людей нужны более гибкие системы. То есть, новые продукты страховые. Второе. То есть, это демографический спад, то есть нужно откладывать резервы. Поэтому появились такие обязательные накопительные системы и они стали опробоваться в странах, самые крупные страны пришли к тому, чтобы определенное количество процентиков отчислять. Например, в Швеции это всего два с половиной процента. В Польше сейчас будет 2,95, где-то не ввели. Но это такая попытка учесть дополнительные особенности рынка.
ВЕДУЩИЙ: Удачная попытка?
Антон ДРОЗДОВ: Ну, вот у нас 10 лет идет эта тема. Есть и плюсы, есть и минусы этой системы. Безусловно, отказываться от нее никто не собирается, но вот совершенствовать этот элемент, сделать максимальную палитру выбора для гражданина и для работодателя - это наша задача. Это кстати в стратегии есть еще задача по развитию в корпоративных и добровольных системах стимулирования. И вот если, например, взять систему для угольщиков и летчиков, они там ближе к профессиональным добровольным, то есть, у них более высокая зарплата, им нужен более высокий коэффициент замещения. Поэтому они еще платят дополнительные взносы и распределяют их на всех, кто уплатил. И это тоже элемент.
ВЕДУЩИЙ: Понятно. Во всем мире естественной реакцией на увеличение продолжительности жизни является увеличение пенсионного возраста. Эта та мера, которая позволила бы в какой-то степени снять нагрузку и с Пенсионного фонда России. Почему мы не идем на этот шаг.
Антон ДРОЗДОВ: Были многочисленные обсуждения. Приняли решение пока пойти по пути стимулирования более позднего выхода на пенсию. И такие механизмы введены, они присутствуют. Если вы на пять лет отложили пенсию, то она порядка в полтора раза она может увеличиться в оставшийся период. Почему сразу не пошли на увеличение возраста. Потому что во-первых, это особенно Российской Федерации. Первое - низкая продолжительность жизни среди мужчин. Сейчас она немножко увеличивается.
ВЕДУЩИЙ: То есть, наши мужчины до пенсии не доживают просто.
Антон ДРОЗДОВ: Ну, те, кто до шестидесяти лет доживает, существенно этот показатель отстает от европейских стран, где увеличивают возраст на 8-10 лет. Второе - это состояние человека. Медицина. Из тех, кто доживает реально много инвалидов и тех, кто работать не может. И поэтому эффекта это не дает. Третье - рынок труда. Это рабочие места для 60-летний и так далее. И четвертое - низкая зарплата, необходимость работать, получать пенсию и так далее. Особенно для бюджетников. Вот мы идем пока по этому пути и в среднесрочной перспективе принято это решение.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо Антон Викторович за нашу сегодняшнюю беседу.
Источник: «Радио России»