Ирина Россиус, Телеведущая, телеканал «Россия 1»: У нас здесь присутствует глава ПФР Антон Дроздов. Как обстоят дела в России? Что можно сделать для низкообеспеченных людей, с точки зрения социальной защищенности? Какие программы готовятся? Какие существуют идеи именно чтобы снизить социальную полярность?

Антон Дроздов, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации: Спасибо Ирина, я хотел бы сказать, что в современных экономиках главным двигателем экономического роста признано, что является все-таки качественно человеческого капитала. И здесь, если говорить о том, что существует социальное неравенство, она, как правило, дестимулирует людей к экономической активности, и поэтому негативно влияет на экономический рост. Я согласен с Мировым банком о том, что, конечно же, если у нас будет устойчивый экономический рост, о, конечно же, будет меньше проблем и с доходами населения.

Однако экономический рост, как правило, все-таки это вещь циклическая. И второй момент, что экономический рост он не гарантирует о том, что у нас не будет социального неравенства и довольно высокого уровня дифференциации доходом. Поэтому необходимо развивать институты, которые будут нивелировать это социальное неравенство. Что мы и делаем в нашей стране.

Я хотел бы сказать, что если посмотреть на Российскую Федерацию, то тут соотношение доходов десяти самых высокодоходных категорий граждан и самых десяти наименее высокодоходных, у нас составляет где-то больше, чем рекомендовано ООН в 1,7 раза. То есть это выше, чем в европейских странах, и это проблема. То есть порядка где-то от 30% доходов сосредоточено вот у людей, которые.. у тех 10% самых высокодоходных категорий, и только 2,2% всех доходов у десяти самых низкодоходных.

Для этого есть определенный набор мер, они лежат и в области доходов, и здесь можно говорить о налоговой политике. Например, у нас сейчас в стране принято справедливое решение о более высоких ставках налогообложения дорогих машин, дорогих объектов недвижимости, это и политика заработной платы, здесь можно говорить об увеличении зарплат бюджетникам, о недавнем решении об увеличении на 20% минимального размера оплаты труда.

Но есть и меры в социальной политике, о чем я хочу сказать. Дело в том, что в Российской Федерации, если посмотреть, у нас достаточно большой и широкий охват мер социальной поддержки всех категорий граждан. У нас есть пособия по.. всевозможные виды пособий: для семей с детьми, и для работающих, и для малообеспеченных. Однако если посмотреть на качество этих институтов, то оно нуждается в серьезном совершенствовании. Все пособия разделены на федеральные, региональные и муниципальные. И если посмотреть, то только 17% где-то, например, пособий, предоставляемых на федеральном уровне, имеют характер адресности для малообеспеченных категорий. Остальные – это, в общем-то, пособия, имеющие в основном компенсационный характер, несвязанных с адресностью и нуждаемостью.

Поэтому основной резерв для того, чтобы переориентировать эти средства на адресность и нуждаемость, он лежит на уровне регионов и муниципалитетах. В последние два года, в прошлом году, например, в реальном выражении, с учетом высокой инфляции прошлого года, снижается размер средств, направляемых на социальную политику. То есть мы находимся как раз в состоянии того убывающего пирога, который нужно наиболее эффективно разделить. И поэтому здесь мы посмотрели опыт регионов, которые сами стали инвентаризировать все свои меры соц. поддержки, а их более 500 видов, и на региональном уровне, как правило, используются порядка 100. Инвентаризировать и отказываться от тех мер, которые не направлены на адресность, не идут нуждающимся, перераспределяя те средства в сторону более нуждающихся категорий.

И мы решили создать глобальную систему, которая бы помогла регионам более четко определить меры поддержки, сделать ее единой по всей Российской Федерации, и сделать учетную систему, которая бы позволила посмотреть, сколько со всех уровней бюджета, со всех уровней управления, каждый человек получает различных видов социальной помощи. По нашим данным, это позволит ежегодно экономить порядка 3-5%, в а Российской Федерации порядка 10 триллионов рублей направляется на соц. поддержку, из них 4 триллиона… из них 6 – это пенсии, 4 – это социальная политика. И здесь есть серьезный ресурс, это система создается на базе Пенсионного фонда, поскольку Пенсионный фонд уже давно не организация, выплачивающая только пенсии, а мы выплачиваем достаточно большое количество федеральных пособий. И в Пенсонном фонде учтены все граждане Российской Федерации через специальный номер. И воспользовавшись новыми технологиями, у нас создается единый реестр, который позволяет знать, сколько видов пособий и льгот различных приходится на каждого гражданина и каков его доход.

Это даст возможность и федерации, и регионам, и муниципалитетам получить в свои руки инструмент, который позволит им переформатировать и перераспределить средства от менее нуждающихся к более нуждающимся.

Мы считаем, что это такой серьезный шаг и серьезный путь, который позволит в условиях ограниченности финансовых ресурсов более эффективно использовать имеющиеся средства.

И в целом, я хотел бы сказать, что проблема социального неравенства, дифференциации она, конечно, нуждается в комплексных мерах. Но что касается социальной политике, то вот эта программа, она рассчитана на два года, она даст определенный эффект. Спасибо.

 

Источник: "ПМЭФ 2016"