Ведущий  1: Выездная студия РБК работает на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Гость нашей студии - председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антон Дроздов. Антон Викторович, приветствую вас!

Антон Дроздов (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ПФР): Добрый день!

Ведущий  1: Нуждается ли действующая пенсионная система в реформировании, считаете ли вы ее эффективной? Если да, то какие изменения необходимы?

Антон Дроздов:  Мы с 2012 года реализуем стратегию развития пенсионной системы, утвержденной правительством. Делаем это последовательно, и ряд решений уже принят. Поскольку эта стратеги рассчитана до 2030 года, то, конечно же, мы будет продолжать повышать ее эффективность. В частности, такие вопросы как статус фонда, например. Он очень широко обсуждается. То есть, возможность введения социальных партнеров в управление фондов. Вопросы с льготными пенсиями. Ну, конечно же, центральный вопрос - это повышение уровня пенсионного обеспечения наших граждан. Известно, что целевой показатель стратегии - это 2 с половиной, 3 прожиточных минимума. Вот, я думаю, что меры, направленные на это, будут дальше реализовываться.

Ведущий  2: Антон Викторович, каков прогноз Пенсионного фонда по изменению реального размера пенсий в ближайшие три года. Вот по оценке Счетной палаты, которая учитывала неиндексируемые пенсии работающих пенсионеров, реальный размер пенсии будет сокращаться в ближайшие три года на 2,7%.

Антон Дроздов:  Ну, во-первых, я бы хотел сказать, что мы уже второй год индексируем пенсии выше, чем инфляция. Пример - этот год. Инфляция за прошлый год 2,5%, индексация на 3,7%. В прошлом году мы индексировали по факту 2016 года. Инфляция была 5,4%, мы в апреле месяце доиндексировали пенсию на 0,4%. И я бы здесь не складывал работающих и неработающих. Все-таки это разные истории. Мы говорим о неработающих пенсионерах, конечно, у них реальный размер пенсии увеличивается. И второе, хотел бы сказать, что нельзя считать вот общий размер выплачиваемых пенсий к заработной плате. Потому что есть богатые, есть бедные, и все-таки мы страховые взносы взимаем не со всего фонда заработной платы. У нас есть порог. И именно это позволяет тем, кто получает более высокую заработную плату дополнительно участвовать в корпоративных пенсионных системах. И такие пенсионные системы во многих организациях существуют. И они имеют возможность повышать коэффициент замещения к своей заработной плате к выходу на пенсию

Ведущий  2: На сколько все-таки вырастут вот в процентном отношении пенсии в ближайшие три года, по вашему прогнозу?

Антон Дроздов:  Ну, мы исходим из того, что, если мы берем неработающих пенсионеров, пенсию по старости, то эта пенсия увеличится до 15 с половиной тысяч. А что касается реального размера пенсий, он зависит от инфляции. Поэтому, если инфляция будет удерживаться в этих прогнозных выражениях, то он будет чуть выше, чем инфляция. То есть, в реальном выражении несколько выше. Насколько, сказать сейчас не могу, поскольку это уже вопрос реализации тех макроэкономических установок, которые есть.

Ведущий  1: Антон Викторович, а считаете ли вы необходимым формирование Пенсионным фондом резерва для обеспечения стабильности пенсионной системы? Почему сейчас ПФР не накапливает резерв, и каковы должны быть условия формирования и расходования резерва, с вашей точки зрения?

Антон Дроздов:  В настоящее время мы исходим из того, что у нас еще одним направлением развития пенсионной системы является снижение зависимости от бюджета. И для примера могу сказать, что, например, по сравнению с 2017 годом в 2018 году чуть меньше, чем на 30% снижена доля трансферта на обязательное пенсионное страхование. То есть, почти на 30% уменьшена зависимость от бюджета по этому виду трансферта. По этой же причине мы сейчас и говорим о резервах. В настоящее время в законодательстве резервом для Пенсионного фонда является Фонд национального благосостояния. Одним из направлений его использования вот является именно направление средств для устойчивости пенсионной системы. Поэтому вопрос говорит о том, где держать эти резервы. Вот пока они в Фонде национального благосостояния.

Ведущий  2: В конце прошлого года правительство отложило обсуждение законопроекта об уточнении правового статуса ПФР до октября этого года, 2018 года. Вот скажите, поддерживаете ли вы идею предоставления Пенсионному фонду статуса публично-правовой компании? И почему.

Антон Дроздов:  Есть запрос социальных партнеров на то, чтобы участвовать в управлении фондом. В настоящее время мы такие предложения подготовили, и они сейчас проходят согласование федеральных органов исполнительной власти. И это записано, кстати, как одно из направлений в генеральном соглашении между профсоюзами, работодателями и государством. А вопрос о статусе компании - это вопрос, прежде всего, о собственности на пенсионные средства. В соответствии с действующим законодательством, это государственная собственность. Поэтому здесь нужно решать этот правовой…эту правовую коллизию. И я думаю, что эта дискуссия у нас впереди. Но по факту могу уже сказать, мы сейчас имеем статус, по сути, квазипубличной компании. Мы не федеральный орган исполнительной власти. У нас функций очень много федерального органа, но по сути наш статус такой, как бы, учреждения с элементами как раз публичности. Поэтому это вопрос, действительно, обсуждения этого года.

Ведущий  1: Антон Викторович, численность экономически активного населения России снижается, и возрастная структура российского общества меняется, становится все больше людей взрослых, скажем так. Вот ваша личная позиция по поводу того, нужно ли повышение пенсионного возраста. Если да, то как и когда оно должно происходить.

Антон Дроздов:  Ну, в настоящее время это обсуждается на экспертном уровне. Вот у нас таких от правительства нет запросов. И, конечно, если говорить о повышении пенсионного возраста, то оно должно происходить плавно, постепенно, и, в основном, будет касаться молодых граждан, и основная цель - это, конечно же, не финансовая. И при этом необходимо учитывать и рынок труда, и состояние. Мы в настоящее время идем по пути увеличения требований к стажу, вы знаете. И стимулирования более позднего выхода. Вот эти направления мы сейчас прорабатываем. Что касается возраста, только после того, как пройдет обсуждение этого вопроса, можно будет принимать решения.

Ведущий  2: Глава Счетной палаты Татьяна Голикова предложила объединить небюджетные фонды и создать Единый государственный небюджетный фонд. Вот как вы оцениваете эту идею и согласны ли вы с тем, что административные расходы Пенсионного фонда сейчас высокие и их нужно снижать.

Антон Дроздов:  Во-первых, не считаю…Ну, административные расходы, в принципе, нужно снижать. Но я хотел сказать, что они сейчас невысокие. Если сравнить нас с коммерческими фондами или с аналогичными фондами других стран, меньше 1,5% на содержание - это очень низкая цифра. И мы проводим оптимизацию. Вне зависимости от чего-либо. В частности, мы за последние несколько лет на 17% сократили численность наших работающих в фонде. Я считают, что в первую очередь, нужно заниматься более тесным информационным обменом между фондами. То есть, заниматься тем, чтобы осуществлять более тесный информационный обмен по единым стандартам и на основе единого идентификатора. И я считаю, что таким идентификатором может быть СНИЛС, потому что он учитывает все права граждан и, в частности, вот Единая государственная информационная система социального обеспечения, она, в том числе, реализует эту концепцию. Я считаю, что это сейчас основное направление для работы, которая позволит повысить эффективность оказания фондами государственных услуг.

Ведущий  2: Но объединять вы не видите необходимости? Только вот…

Антон Дроздов:  Я считаю, что вот в настоящее время важно информационно их интегрировать.

Ведущий  1: Антон Викторович, в чем причина краха накопительной пенсионной системы, с вашей точки зрения? Заморозка пенсионных накоплений продлена до 2020 года. Правительство отложило обсуждение пока до конца 2018 года, если не ошибаюсь, передав реализацию пенсионной реформы новому кабинету министров. Верите ли вы в жизнеспособность ИПК?

Антон Дроздов:  В прошлом и позапрошлом годах мы, действительно, обсуждали концепцию индивидуального пенсионного капитала. В настоящее время эти дискуссии будут продолжаться и после выборов. И я считаю, что это правильное направление - построить нормальную корпоративную систему. Потому что, опять же возвращаясь к концепции, могу сказать, что пенсионная система должна быть многоуровневой. Должно быть базовое пенсионное обеспечение, должна быть солидарная система. И вот, опять же, для тех, кто работает по найму, кто работает у работодателя, кто готово дополнительно отчислять - это корпоративная система. Поэтому, на наш взгляд, накопительная система должна быть трансформирована вот в корпоративную систему, прообразом которой является индивидуальный пенсионный капитал. Здесь есть ряд вопросов, которые не решены, мне кажется, их надо дорешать, и, действительно, это будет хорошим дополнением для тех, кто, кстати, получает более высокую заработную плату, и кто недоволен тем коэффициентом замещения, который дает солидарная система.

Ведущий  2: Один как раз из нерешенных вопросов в концепции ИПК - это вопрос единого администратора рынка НПФ, чей функционал схож с функционалом ПФР. Вот было бы ПФР интересно стать единым администратором?

Антон Дроздов:  Мы рассматриваем такую возможность. Весь вопрос в том, какова конструкция этой системы, какие функции будут у пенсионного фонда.

Ведущий  1: Ну, что же, Антон Викторович, большое спасибо вам за это интервью. Гостем выездной студии «РБК» на Российском инвестиционном форуме был председатель Правления Пенсионного фонда Антон Дроздов.

Источник: "РБК ТВ"